Слайд 1«Роль физической культуры в формировании положительных качеств человека»
Подготовил и разработал руководитель
физического воспитания Чистяков.С.А. Верховский филиал БОУ ОО СПО «Ливенский строительный техникум»
Слайд 2Цель презентации:
Ознакомление с вопросами физической культуры и спорта, которые встречаются в
повседневной жизни и влияющие на здоровье человека и его гармоничное развитие.
Слайд 3Введение:
У каждого человека, да и для общества в целом
,нет большей ценности чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь.
Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаливают тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.
Современные представления о физической культуре связаны с ее оценкой как специфической части общей культуры. Как и культура общества в целом, физическая культура включает в себя довольно широкий круг разнообразных процессов и явлений: тело человека с его характеристиками; физическое состояние человека; процесс его физического развития; занятия определенными формами двигательной деятельности; связанные с вышеназванным: знания, потребности, ценности ориентации, социальные отношения.
Каждое из перечисленного, входит в мир культуры в качестве элементов более широкой системы, включающей не только социально сформированные физические качества человека, но и такие элементы социальной деятельности, как нормы и правила поведения, виды, формы и средства деятельности.
Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным.
Слайд 4Игровой момент физической активности
Слайд 5Здоровый образ жизни
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление,
которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным.
На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально – экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт.
Сфера физической культуры выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно – полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.
Слайд 6Культура как форма общественной деятельности
Слайд 7Формы физической культуры
Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общественной
культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении., игре и развлечении, в некоторых формах само выживания личности через социально – активную полезную деятельность.
Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена. Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». По мере развития общества понятие «культура» наполнилось новым содержанием.
Сегодня в общечеловеческом понимании, это слово означает и определенные черты личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека (вежливость, самообладание и т.п.), либо формы общественной профессионально – прикладной деятельности (культура производства, быта, досуга и т.п.). В научном смысле слово «культура» это все формы общественной деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны – это результаты (продукты) этой деятельности. В содержании «культура» в широком смысле слова входят, например, и философия, и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.
Таким образом, «культура» - это творческая созидательная деятельность человека.
Слайд 8Основные формы физической культуры
Основу и содержание культурно –
психологического процесса развития «культуры» составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого. Физическая культура, является одной из основных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.
Физическая культура имеет четыре основные формы:
физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально прикладная физическая подготовка);
восстановления здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация;
занятия физическими упражнениями в целях отдыха;
высшее достижение в области спорта.
Слайд 9
восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры
Слайд 10высшее достижение в области спорта
Слайд 11Роль физической культуры в обществе
Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется
в его умении рационально, в полной мере использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности, поэтому физическая культура здесь занимает важное место.
За рубежом физкультура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей. Способом самореализации человека. Его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Таким образом, во всем мире наблюдается тенденция повышения роли физической культуры в обществе. Которая проявляется:
в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
в широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укрепления здоровья населения;
в продлении активного творческого долголетия людей;
в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;
Слайд 12Роль физической культуры в обществе
в использовании физкультуры как важного компонента нравственного,
эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
в вовлечении физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов, детей сирот;
в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры в формировании здорового образа жизни;
в развитии физкультурно – оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения:
в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно – оздоровительных и спортивных услуг.
Сам термин физическая культура появился в конце 19 века в Англии в период бурного становления спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала 20 века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое призвание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходит журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время – журнал «Теория и практика физической культуры».
Слайд 13Принадлежность физической культуры к культуре
И как мы видим, уже само наименование
«физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре.
В современном мире роль физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества, существенно возрастает. Поэтому забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических – идеалов, ценностей, норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активации человеческого фактора.
Физическая культура в частности, становится социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно – оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.
Сформировавшись на ранних этапах развития человеческого общества, совершенствование физической культуры продолжается и по настоящее время.
Слайд 14Период модернизации и строительства
Особенно возросла роль физической культуры в связи
с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизации труда, способствующей гипокинезии.
Конец 20 столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно – спортивного движения, активно внедряются мало затратные поведенческие программы, такие как «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь – будь в ней» и другие, которые направлены на формирование моральной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни. Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.
Слайд 16Физическая культура
В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации» физическая культура – это часть культуры. Представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Физическая культура – это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально – значимые результаты. Связанные с выполнением обязанностей в обществе.
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой ( с религиозной точки зрения – Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки, проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.
Слайд 17заключение
Физическая культура – одна из тех областей социальной деятельности, в которой
формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры.
Слайд 18Литература: настольная книга учителя физической культуры ( под редакцией
профессора Л.Б.Кофмана 1998г.); Теория и методика физического воспитания и спорта(Ж.К.Холодов; В.С.Кузнецов 2001г.); Физическая культура (в.И.Лях; А.А.Зданеви 2006г.); Экология России (Б.М.Миркин; Л.Г.Наумова 1999г.)
Спасибо за внимание