Слайд 1Влияние условий профессиональной деятельности на здоровье студентов для профессии «Машинист локомотива»
Работу
выполнили: Лукьянов И.М., Чистяков А.Е., студенты ГПОУ ЯО Ярославский железнодорожный колледж;
Руководители: Калачик Н.И., преподаватель, высшая учебная категория.
Костин А.Е., преподаватель, высшая учебная категория.
Слайд 2Введение
Один из основных видов транспорта в РФ – железнодорожный. на его
долю приходится более 80 и около 40% всего объема соответственно грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования.
На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде и человеку наносят различные виды транспорта ; в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количество вредных веществ. При сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа.
Слайд 3Актуальность темы
Ярославль – один из важнейших транспортно-экономических городов с крупной железнодорожной
веткой.
Это значит, что производству требуется персонал со 100%-ым здоровьем и такая физическая подготовка машинистов, которая бы надежно и максимально способствовала воспитанию физических качеств, для обеспечения высокой работоспособности в условиях производства.
Физическое здоровье, выносливость, быстрота, координационные способности можно отнести к профессиональным, так и к социально значимым качествам личности будущего машиниста локомотива.
Слайд 4Проблема
Профессия «Машинист локомотива»
является монотонной, с вредными
производственными факторами,
поэтому от
того, насколько здоров и
физически развит рабочий, насколько
правильно и рационально он может
распределить свои силы во время
трудового дня, во многом зависит
производительность и
эффективность его работы.
Слайд 5Цель настоящих исследований
- изучение влияния антропогенного воздействия железной дороги на здоровье
и физическое развитие студентов.
Слайд 6Задачи
Изучить научно-методическую литературу по разработанной теме.
Проанализировать влияние условий профессиональной
деятельности студентов на их здоровье.
Оценить негативное влияние железной дороги на студентов в процессе обучения.
Слайд 7Объект исследования
профессионально-важные двигательные качества по профессии «Машинист локомотива».
Предмет исследования
средства, позволяющие
формировать профессионально-значимые двигательные качества.
Слайд 8Научная новизна
заключается в том, что впервые оценивается влияние здорового образа жизни
студентов в процессе обучения.
Слайд 9Практическая значимость
заключается в том, что созрела необходимость оценить и проанализировать физическую
подготовку и здоровье студентов колледжа в процессе обучения для профессии «Машинист локомотива».
Слайд 10Методика исследований
Исследования по определению физкультурных медицинских групп проводились в течение
4 лет в ГПОУ ЯО Ярославском железнодорожном колледже на одних и тех же студентах трёх групп, обучающихся профессии «Машинист локомотива». Полученные результаты сравнивались. Проводился подбор специальных упражнений для совершенствования и развития профессионально-важных двигательных качеств и устранения небольших патологий для успешной будущей профессиональной деятельности.
Слайд 11Методы исследований
Сравнительный анализ, включающий сопоставление диагностики заболеваемости студентов и их физической
подготовки.
Экспериментальный, включающий определение основных физических показателей развития и здоровье студентов.
Анализ литературных источников по теме
Слайд 12Профессиограмма, отражающая деятельность обслуживающего персонала получившего профессию «Машинист локомотива»
Слайд 13Диаграммы, отражающие контроль здоровья студентов ( мед. группы) на начало и
на конец обучения их в колледже.
Слайд 14Заболеваемость студентов (за 4 года)
Слайд 15Выводы по диаграммам
Ежегодно в колледж поступают студенты, имеющие различные патологии в
состоянии здоровья.
В одной из групп % студентов с патологиями достигает критического значения, в виду того, что все обучающиеся по данной профессии, должны иметь 100%-ое здоровье.
Как видно из диаграммы, отражающей процент студентов перед выходом их на производственную практику, количество обучающихся, имеющих подготовительную группу, уменьшился с 8 до 2 человек.
Слайд 16Диаграмма, отражающая количество студентов с обнаруженными патологиями перед выходом на производственную
практику
Слайд 17ВЫВОДЫ ПО ДИАГРАММЕ
Число студентов за 4 года обучения в колледже, также
имеет различные отклонения в здоровье.
Перед выходом на производственную практику у обучающихся были обнаружены такие патологии, как тугоухость и снижение остроты зрения (такие формы отклонений могли возникнуть в связи с неправильным образом жизни студента: проведении большого количества времени за компьютером и с наушниками, игры в телефон, производственный шум на практике, наследственный фактор, курение, перенесение различных инфекционных заболеваний и др.).
Слайд 18Примеры Физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня
Вводная гимнастика проводится перед началом
работы в мастерских и на производстве. Она стимулирует функциональные возможности организма, обеспечивающего быстрое вхождение в работу и высокую работоспособность студентов в течение дня.
Физкультурная пауза проводится в течение дня в учебных мастерских и на производстве, а также после утомительной работы, вызывающих напряжение отдельных групп мышц и психических процессов.
Слайд 19Комплекс физкультурной паузы для трудящихся выполняющих работу сидя
Упражнения в потягивании;
Упражнения для
мышц туловища, рук и ног;
Приседания, бег, прыжки, ходьба;
Упражнения на расслабление мышц рук;
Упражнения на координацию движений, на внимание.
Слайд 20Физические упражнения во время обеденного перерыва
Во время обеденного перерыва, если длительность
его продолжительна , а прием пищи был достаточно кратковременным, в оставшееся до начала работы время целесообразно не только пассивно отдохнуть, но и выполнить определенные виды упражнений с целью активизации отдыха и восстановительных процессов.
Слайд 21Примеры общеразвивающих упражнений, сочетающихся с движением глаз
И. п. – лёжа на
спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5 – 6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 – 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
И. п. – стоя, смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 – 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более.
Слайд 22Примеры упражнений для профилактики тугоухости
Пригибаем верхнюю часть уха вниз.
Разгибаем, пригибаем словно
бы раскатывая ухо. Уши должны стать теплыми.
Нажали пальчиками на мочки помассировали, опустили.
Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую сторону.
Потяните уши в сторону – ( 20 раз).
Теперь выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону (20 раз).
Слайд 23Примеры упражнений для укрепления мышц шеи и спины
И. п. – стоя,
ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вперёд прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперёд.
И. п. – сидя на стуле, держаться руками за спинку внизу. Подать грудь вперёд, прогнуться, затем вернуться в и. п.
И. п. – лёжа на спине, ноги согнуты, локти на кровати (кушетке; полу). Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять туловище (таз); вернуться в и. п.
Слайд 24Примеры упражнений для воспитания быстроты
Бег на месте в упоре с максимальной
частотой движений.
Бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью: с хода, с высокого и низкого старта.
Бег с максимальной частотой укороченными шагами по меткам. Бег с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой. Повторный бег на различных отрезках (от 30 до 200 м).
Разнообразные эстафеты, спортивные и подвижные игры, единоборства, плавание, ведение мяча.
Слайд 25Примеры упражнений для воспитания силы
Упражнения с отягощением массой собственного тела.
Подтягивание
на перекладине; отжимание в упоре на полу, брусьях и др.
Упражнения с гантелями.
Из различных исходных положений (стоя, сидя на скамейке) и др.
Упражнения со штангой.
Жим, толчок штанги от груди; поднимание штанги прямыми руками из различных исходных положений и др.
Слайд 26Упражнения для воспитания выносливости
Продолжительный бег, бег по пересеченной местности от 500
м до 2-3 км юношей, плавание до 400-500 м (в ходе одного занятия). Бег по песку (по снегу) и др.
Длительная езда на велосипеде по местности с различным рельефом, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки и др.
Спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч. Туристские походы. Передвижение на лыжах со средней интенсивностью. Бег на коньках и др...
Слайд 27Упражнения для воспитания координационных способностей
Различные варианты челночного бега, бег с
изменением направления и скорости по сигналу и самостоятельно, специальные полосы препятствий, барьерный бег и др. Упражнения с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах. Передача двух мячей в стену поочередно: ловля после отскока от пола; ловля без отскока от пола и др. Различные удержания ( с захватом за руку и за шею сбоку, с захватом за руку и туловище сбоку, с захватом за плечо и шею спереди и др.
Слайд 28Результаты сформированности на тестовых заданиях в группах (за 4 года)
Слайд 29Выводы по работе:
В ходе исследования нами были изучены особенности и патологии
физического здоровья студентов, обучающихся для профессии «Машинист локомотива».
Разработаны комплексы упражнений для обучающихся как с нормальным здоровьем, так и с отклонениями.
Выявлена положительная динамика по результатам медосмотра во время обучения, а также по профессионально-значимым двигательным качествам.
Перед выходом на производственную практику выявились такие патологии как: тугоухость и снижение остроты зрения.