Слайд 1Здоровьесберегающие технологии и их использование
Воронеж
2017
Выполнила: учитель
физической культуры
Трегубова Людмила Валерьевна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №94
имени Героя Советского Союза генерала Лизюкова Александра Ильича
Слайд 2Актуальность темы
Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек.
Проблемы сохранения
и укрепления здоровья детей всегда были актуальны в образовании, поэтому само понятие «образование» требует современного нового трактования. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности.
Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Слайд 3Определение
По мнению доктора биологических наук Д.В. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – это:
Условия
обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
Рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Слайд 4Цель здоровьесберегающих технологий
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить учащемуся
возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 6Принципы здоровьесбережения
ВЫВОД: Из всего выше перечисленного можно составить задачу учителя.
ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ:
качественное обучение предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации учащихся. В решении поставленных задач помогают здоровьесберегающие технологии.
Слайд 7Факторы, влияющие на здоровье учащихся:
Слайд 8Правильная организация урока обеспечивает:
Слайд 9Критерии здоровьесбережения:
оОбстановка и гигиенические условия в классе (Температура и свежесть воздуха,
освещение класса и доски, звуковые раздражители).
ККоличество видов учебной деятельности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, переписывание и т.д.).
ККоличество видов преподавания. Чередование видов преподавания (Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа).
ННаличие и место методов, способствующих активизации (методы свободного выбора: свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества. Активные методы: ученик в роли учителя, деловая игра, дискуссия. Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
ММесто и длительность применения технических средств обучения (Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения).
ППозы учащегося, их чередование (Правильная посадка ученика, смена видов деятельности, требующая смены позы).
Слайд 10Критерии здоровьесбережения:
ННаличие, место, содержание и продолжительность моментов оздоровления на уроке (физкультминутки,
динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек).
ННаличие мотивации деятельности учащихся на уроке (Внешняя мотивация: оценка, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).
ППсихологический климат на уроке (Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие).
ЭЭмоциональные разрядки на уроке (Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие).
ММоменты наступления утомления и снижения учебной активности (Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности).
ТТемп окончания урока.
Слайд 11Основные правила построения урока
с позиции здоровьесберегающие технологий:
ППравильная организация урока. Включает
3 обязательных этапа: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); ученики формулируют вопросы и задают их; учитель и ученики отвечают на вопросы. Результатом урока становится общий интерес, который подавляет утомление.
ИИспользование каналов восприятия.
УУчет зоны работоспособности учащихся.
РРаспределение интенсивности умственной деятельности.
Слайд 12Основные этапы урока с точки зрения здоровьесбережения
этап «врабатывание» 1
– 5 минуты урока (5 минут), нагрузка – относительно небольшая, деятельность – репродуктивная, переходящая в продуктивную, повторение программного материала предыдущего урока.
этап «максимальная работоспособность» 5 – 25 минуты урока (20 минут), эффективность умственной деятельности – 80%, нагрузка – максимальное снижение на 15 минуте, деятельность – продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.
этап «конечный прорыв» 25 – 35 минуты (10 минут), эффективность умственной деятельности – 40 – 60%, нагрузка – небольшое повышение работоспособности, деятельность – репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала.
этап «рефлексия» 35 – 40 (45) минуты, эффективность умственной деятельности – 10%, нагрузка - минимальная, деятельность – подведение итогов урока, анализ собственной деятельности.
Слайд 13Технологии здоровьесберегающей направленности в УВП
ППедагогика сотрудничества для более полного развития
возможностей лицеистов. Важная черта этого вида технологии – приоритет воспитания над обучением. Позволяет воспитывать культуру здоровья учащихся. Данная технология формирует понимание, что знания – это не конечная цель обучения, а лишь средство развития.
ТТехнология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Целевая ориентация – обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Сильные студенты при этом активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных.
ТТехнология психологического сопровождения учебной группы позволяет внедрять принципы психологии здоровья и педагогической психотерапии при активном участии психолога в образовательном процессе лицея. Учителя при этом легче и интереснее работают – исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его профессионального творчества.
Слайд 14Современная школа и состояние здоровья школьников.
По данным специалистов НИИ гигиены и
охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
значительное снижение количества абсолютно здоровых детей ( их осталось не более 10-12 %);
стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60 % школьников;
резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов ( у 20% школьниоков 5 и более диагнозов)
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребенок уравновешен способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Слайд 15Современная школа и состояние здоровья школьников.
Проблемам, связанным со здоровьем учащихся, соответствуют
задачи в этой области, стоящие перед учебным заведением:
Снятие учебных перегрузок, приводящих к состоянию переутомления;
Организация физической активности учащихся;
Организация правильного питания учащихся во время их пребывания в лицее;
Профилактика школьных болезней;
Охрана и укрепление психологического здоровья учащихся ( предупреждение стрессов, вредных привычек, зависимостей и т.д.)
Слайд 16Современная школа и состояние здоровья школьников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это то,
что делают педагоги, медики и другие специалисты для защиты здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом.
Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья.
Здоровьесберегающее пространство учебного заведения – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своем здоровье и здоровье другого.
Слайд 17Школа, работающая по системе здоровьесберегающих технологий
Слайд 18Возможные каналы реализации здоровьесберегающих технологий
Использование на уроках физкультминуток и проведение активных
перемен;
Проведение занятий для детей с ограничениями по здоровью;
Использование технологий, способствующих снятию у учащихся мышечных зажимов и уменьшающих гиподинамию;
Стимулирование учащихся заниматься в спортзалах, бассейне и на спортплощадках во внеурочное время;
Проведение внеклассных занятий на тему «здоровый образ жизни»;
Участие в спортивных праздниках и спортивных соревнованиях;
Участие в городских и районнных соревнованиях.
Слайд 19Требования к проведению физкультминуток
Слайд 20Виды физкультминуток
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Упражнения корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика.
Слайд 21Методология воспитания культуры здоровья учащихся
Методология воспитания культуры здоровья учащихся основана на:
Обеспечении
их грамотности в вопросах здоровья;
Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни;
Воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.
Необходимый уровень грамотности в вопросах здоровья может быть достигнут путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (в первую очередь – ОБЖ, обществознания, информатики, биологии, физкультуры).
Слайд 22Идеальное учебное заведение
с точки зрения здоровьесбережения
Школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство
В
школе настроение сотворчества и взаимоуважения
Чистый участок перед учебным заведением, хорошо оборудованные спортивные площадки
О курящих на ступеньках не может быть и речи
Чистота в коридорах, классах, туалетах
Озеленение внутреннего пространства (создает экологический комфорт)
Грамотно оформленные помещения (правильный подбор цвета стен, минимум прямых углов и прямоугольных форм, утомляющих зрение)
Наличие постоянно обновляемых ( значит, читаемых) стендов
Количество учащихся в классе не превышает 20 человек
Помещения регулярно проветриваются, по графику В классах кондиционеры, очищающие и увлажняющие воздух
Лампы дневного света работают бесшумно
Достаточно свободное пространство
Интерьер каждого класса индивидуален, но в каждом кабинете есть шведская стенка, широкая доска, рейки с крючками для развешивания схем, плакатов, таблиц
На потолке и в передних углах класса размещены рисунки-траектории для гимнастики глаз
Слайд 23Идеальное учебное заведение
с точки зрения здоровьесбережения
Техника (телевизор, видеоплеер) находятся в
рабочем состоянии
Во всех кабинетах – музыкальный центр, компьютер
Во время урока проводятся физкультминутки
Если дети перевозбуждены, учитель проводит короткий сеанс успокоения и отдыха
Между всеми приветствуется положительный эмоциональный настрой
В столовой ассортимент блюд соответствует принципам рационального питания
В школе используется питьевая вода
В спортзале на скамейке нет «освобожденных», они занимаются по специальной программе
Спортзал оборудован всем необходимым для интересных уроков
Проводятся факультативные занятия, работают кружки и секции
В психологическом блоке проводятся занятия по эмоциональной разгрузке и психологические тренинги
Работает зал лечебной физкультуры, школа проводит занятия по плаванию в бассейне