Слайд 1Физическая культура
Лыжные гонки
на уроках
и внеклассных занятиях
Автор презентации: учитель физической культуры
КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 5»
Орлова Ольга Борисовна
Слайд 2Первые лыжи
Однажды, давным-давно, некий охотник, погнавшись за добычей, увяз по колено
в снегу. Вытаскивая ногу из сугроба, он наступил на валявшийся поблизости кусок сосновой коры. В снег кора не провалилась, и человек легко выбрался. Так, возможно, изобрели первые лыжи.
Слайд 3Из истории
За свою многовековую историю лыжи в зависимости от назначения, приобрели
различные формы. Охотник предпочитал широкие и короткие – они позволяли идти по снежной целине и сохранять устойчивость при стрельбе.
Слайд 4Полярникам требуются длинные и крепкие – чтобы перебираться через трещины во
льдах.
Слайд 5Но вот наконец катание на лыжах превратилось в вид спорта. И
тогда они стали ещё более разнообразными. Появились лыжи беговые – узкие, изящные и легкие; горные – чуть укороченные, широкие, с проложенными по краям скользящей поверхности стальными кантами; для фристайла – короткие и маневренные; прыжковые – длинные и широкие, обеспечивающие надёжное приземление после полёта с трамплина.
Слайд 6Беговые лыжи
Длина лыж спортсмена прежде всего зависит от роста и веса
спортсмена. Также от длины лыж зависит устойчивость спортсмена. При выборе лыж, нужно учитывать своей вес, рост и стиль катания. Длина лыж при классическом стиле должна быть рост +20-30 см, при коньковом стиле рост +10-15 см, при комбинированном (когда вы катаетесь на одних лыжах классикой и коньком) рост +15-20 см.
Вес около 1,3 кг.
Слайд 7Подбор палок для беговых лыж
Беговые палки по длине подбираются отдельно для
"классики" и для "конька" индивидуально для каждого человека, в зависимости от его роста. Длина палок обычно определяется следующим образом. Для "классики" - рост минус 25-30 см, а для "конька" - минус 15-20 см. Когда вы стоите, "классические" палки должны упираться в подмышки, а "коньковые" - должны быть чуть выше плеча.
Слайд 8Лыжи для прыжков с трамплина
Лыжи для прыгунов с трамплина
несколько длиннее (240-255 см) и значительно шире (в носке – 105 мм, в пятке-97 мм) вес от 6,5 до12,5 кг. Носки и пятки обычно окантовываются металлическими пластинами.
Слайд 9Горные лыжи
Основная особенность горных лыж заключена в том, что при
падении спортсмена от динамического удара замок мгновенно раскрывается, ботинок освобождается от лыжи – так нога предохраняется от перелома.
Слайд 10Лыжи для фристайла
Для фриста и фрирайда необходимо иметь юркие лыжи. Нужно
выбирать ростовку в пределах минус 5-15 см от своего роста. Короткие лыжи легко крутятся как в воздухе, так и на поверхности(для агрессивного катания). НО! Короткие лыжи нестабильны на приземлении и плохо демпфируют(гасят) удар. Длинные наоборот, сложно закрутить, но легко на них приземлять. Так что надо выбрать золотую середину - как раз диапазон минус 5-15см от своего роста.
Слайд 11Лыжные гонки в
школьной программе
Лыжные гонки входят
в
школьную программу по
физкультуре с 1 по 9 класс.
1 класс - 8 часов
2 – 4 класс – 12 часов
5 – 9 класс – 16 часов
Слайд 12Техника безопасности при проведении занятий по лыжному спорту
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям по лыжам допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения.
1.3. При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже -20° С;
-травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;
- потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;
- травмы при падении во время спуска с горы.
Слайд 131.4. При проведении занятий по лыжам должна быть медицинская аптечка с
набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
Слайд 141.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно
сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения, При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
Слайд 151.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных
занятий и правила личной гигиены.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по ТБ, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по ТБ.
Слайд 162. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
2.1. Надеть легкую, теплую, не
стесняющую движений одежду, шерстяные носки, перчатки или варежки.
2.2. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.
2.3. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте
проведения занятий
опасностей, которые
могут привести к травме.
Слайд 173. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Соблюдать
интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.
3.2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.
3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.
3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых же признаках обморожения.
3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.
Слайд 184. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к месту расположения образовательного учреждения.
4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю.
4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
Слайд 195. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
5.2. Убрать в отведенное место
для хранения спортивный инвентарь.
5.1. Проверить по списку наличие всех обучающихся.
5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Слайд 21Общая физическая подготовка
Упражнения для развития силы
Упражнения для развития быстроты
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на
выносливость
Упражнения на скоростную выносливость
Соревновательно-игровые упражнения
Спортивные игры
Слайд 22Специальные упражнения лыжника, применяемые в бесснежный период подготовки
1. Ходьба в глубоком
приседе (“гусиный шаг”). То же но в быстром темпе. С выпадами в сторону.
2. Бег, ходьба, прыжки по глубокому снегу или в воде.
4. Опорные прыжки при помощи лыжных палок при преодолении крутого склона, пней и других препятствий.
5. Метание, поднимание, толкание, броски небольшого груза (набивной мяч, гантели, мешочки с песком и др.) из различных положений.
6. И.п.– стойка лыжника. Стоя на одной ноге, мах другой с работой рук.
7. И.п. – стойка лыжника. Перенос тяжести тела с правой на левую (и наоборот) с прыжком вперед, руки за спину. Зафиксировать на 2-3 с одноопорное положение. То же, но с попеременной работой рук.
Слайд 23Упражнения с резиновыми амортизаторами
Слайд 24Имитационные упражнения
1.Имитация попеременного двухшажного хода с резиновым амортизатором.
2.Имитация одновременного бесшажного хода
с резиновыми амортизаторами.
3.Имитация одновременного одношажного хода с резиновым амортизатором.
Слайд 25Виды лыжных ходов
Попеременный двухшажный
Одновременный бесшажный
Одновременный одношажный
Одновременный двухшажный
Попеременный четырехшажный
Полуконьковый
Коньковый
Слайд 26Специальные упражнения, применяемые в снежный период подготовки
1.Передвижение одновременным бесшажным классическим ходом
в подьем малой крутизны. Длина отрезка 50 - 100 м, серия из 3 - 6 повторений.
2.Передвижение одновременным одношажным классическим ходом в подьем малой крутизны. Длина отрезка 50 - 100 м, серия из 3 - 6 повторений.
Слайд 273.Передвижение попеременным коньковым ходом в подьем большой крутизны. Длина отрезка 50
- 100 м, серия из 3 - 6 повторений.
4.Передвижение одновременным одношажным коньковым ходом в подьем малой крутизны. Длина отрезка 50 - 100 м, серия из 3 - 6 повторений.
Слайд 285. Передвижение на лыжах заданным способом с отягощением (буксировка по лыжне
покрышки легкового автомобиля). На равнинном участке и в подъем малой крутизны. Длина отрезка 50 - 100 м, серия из 3 - 6 повторений.
Слайд 29Упражнения для освоения
элементов техники попеременного
двухшажного хода
1.Имитация работы рук. И.п. – туловище слегка наклонено вперед, ноги согнуты, ступни параллельно на ширине 10-15 см, тяжесть тела на передней части стопы, правая рука слегка согнутая в локтевом суставе впереди, кисть на уровне лица и обращена ладонью вовнутрь,пальцы расслаблены, локоть опущен, левая рука отведена назад, ладонь раскрыта вовнутрь. Смена положений рук маховыми, маятниковообразными движениями.
2.Имитация работы рук в положения рук положении одноопорного скольжения. Смена положений рук маховыми, маятниковообразными движениями.
3.Имитация попеременного двухшажного хода на месте в положении одноопорного скольжения. Прыжком сменить положение ног (одновременно меняется положение рук). При выполнении этого упражнения следует избегать выпрыгивания вверх. Основное внимание обращают на быструю смену положения ног и приземление на всю стопу.
Слайд 30Упражнения для освоения элементов техники одновременных лыжных ходов
1.Имитация одновременного бесшажного хода
на месте. И.п. – положение двухопорного скольжения: ноги чуть согнуты, ступни параллельно на ширине 10–15 см, туловище наклонено вперед до горизонтального положения, руки сзади ладонями вверх. Выпрямляясь, вынести вперед слегка согнутые руки. Тяжесть тела на передней части стопы. С наклоном вперед руки отвести назад, чуть сгибаясь; после прохождения кистями коленных суставов (наклон туловища закончен) руки полностью выпрямляют в локтях и отводят назад-вверх (пауза в положении наклона).
Слайд 31Упражнения спортивно-технической подготовки для снежного периода тренировки
Обучение попеременному двухшажному классическому ходу
Обучение
посадке лыжника
Обучение сохранению равновесия при скользящем шаге
Обучение постановке маховой ноги, подседанию и своевременному отталкиванию
Обучение оптимальной длине шага
Слайд 32ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ
В соревнованиях на дистанции от 500 м до 10
км используется временной интервал на старте, описанный в разделе 351.1 правил Международной федерации лыжных видов спорта (ФИС), т.е один или два лыжника стартуют каждые 30 сек.
Слайд 33Места проведения соревнований
Трассы для лыжных гонок должны подходить по
длине и ландшафту для начинающих лыжников, а также лыжников среднего и продвинутого уровней. Трассы должны быть безопасными и достаточно сложными, чтобы оценить умения и физическую подготовку спортсмена.
Трассы должны быть уплотнены и лыжни должны быть подготовлены заблаговременно перед соревнованиями.
В наличии должны быть отапливаемые помещения, которые расположены недалеко от трассы.
Место для разминки и место, гда располагаются тестовые лыжни, должны находиться недалеко от места старта.
Около зоны старта/финиша или в информационном центре следует иметь полноценный набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
Слайд 34Трасса для гонок
Трасса для гонок от 500 м до 10 км
должна быть проложена в виде замкнутой окружности. При проведении гонок на длинные дистанции разрешено использовать трассу несколько раз, т.е. спортсменам придется проехать по трассе несколько раз, чтобы закончить дистанцию. Зоны старта и финиша должны быть как можно ближе друг к другу.