Слайд 1Семинар-практикум
«Не рождаются трудными дети –
Просто им вовремя не помогли…»
Слайд 2Цель:
определить основные направления совершенствования воспитательной работы с трудными детьми, посредством обоснования
факторов, влияющие на появление, развитие и проявление различных форм трудновоспитуемости, психолого-педагогическими средствами
Слайд 3Задачи семинара:
Теоретического плана:
Изучение понятия «трудный ребёнок», «трудновоспитуемый», рассмотрение причин трудновоспитуемости;
Знакомство с особенностями трудновоспитуемых, и их влиянием на учебную деятельность;
Проанализировать возможные пути преодоления и предупреждения трудновоспитуемости.
Слайд 4Задачи:
Практического плана:
Совместный поиск участниками педагогического процесса путей взаимодействия с «трудновоспитуемыми»
детьми;
Снятие эмоционального напряжения педагогов, изменение отношения учителя к «трудному ребёнку»
Слайд 5Определение:
Трудные или трудновоспитуемые дети - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в
личностном развитии.
Трудные дети - дети, имеющие физические и/или психические недостатки, которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития
Слайд 6Аспекты трудновоспитуемости:
Педагогический аспект последствия трудновоспитуемости – это удовлетворительное и неудовлетворительное усвоение
знаний, пробелы в знаниях, невыполнение требований учителя, невыполнение правил поведения, низкая мотивация учения.
Слайд 7Психологический аспект.
Частые неуспехи в учёбе мешают подростку развиваться как личности, это
проявляется в бесконтрольности поведения, несформированности учебных навыков.
Слайд 8Социальный аспект
Трудновоспитуемость проявляется в сложности социальной адаптации. Трудные дети редко
пользуются авторитетом в ученическом коллективе, они становятся изгоями или отрицательными лидерами
Слайд 9Медицинский аспект
состоит в том, что постоянные неудачи, тревоги, страхи, напряжённость приводят
к нарушению психического здоровья.
Слайд 10Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
(шпаргалка для учителя)
Ученик должен занимать
место на первых партах или в середине класса
Ученик должен сидеть с учеником рефлексивного типа или один и подальше от других импульсивных учеников
Работать с ребенком лучше в начале урока
Делить работу на более короткие и более частые периоды
Использовать физкультминутки
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции
Использовать гибкую систему поощрения и наказания
Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее
Давать постоянные или временные поручения
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества
Слайд 11Рекомендации по работе с агрессивными детьми
(шпаргалка для учителя)
Быть внимательным к
нуждам и потребностям ребёнка
Демонстрировать модель неагрессивного поведения
Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки
Наказания не должны унижать ребёнка
Обучать приемлемым способам выражения гнева
Учить брать ответственность на себя
Используйте удивление для реакции на агрессию
Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка
Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка
Слайд 12Рекомендации по работе с тревожными детьми
(шпаргалка для учителя)
Избегайте состязаний и
каких-либо работ на скорость
Не сравнивайте ребёнка с окружающими
Используйте физкультминутки
Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам
Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что
Обращайтесь к ребёнку по имени
Демонстрируйте образцы уверенного поведения
Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования
Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний
Наказания не должны унижать ребёнка
Не допускайте , чтобы ребёнка обижали другие дети
Слайд 13Рекомендации по работе с детьми-индиго (шпаргалка для учителя):
Хвалить ребёнка за
малейший успех.
Делить работу на более короткие и более частые периоды.
Следует превратить обучение в творческий процесс.
Компьютер является идеальным средством обучения для индиго.
Усвоение материала будет наиболее качественным, если для этого используются картинки, диафильмы, учебные фильмы и другие образы.
Лучше давать им индивидуальные задания, насыщенные, но не очень объёмные.
Напоминать ребёнку о том, что на уроке нужно быть внимательным.
Желательно посадить ребёнка в центре класса на первых партах, чтобы внимание было направлено на учителя.
Слайд 14Проблемы взаимодействия с
«трудным ребенком»
Психологические - невыполнение правил поведения, бесконтрольность поведения,
несформированность учебных навыков
Педагогические – невыполнение требований учителя, отсутствие мотивации учения, несогласованность педагогов и родителей
Социальные – родители не принимают участия в воспитании детей, всю ответственность перекладывают на школу
Слайд 15Упражнение «Комплексный подход»
Уважаемые участники, Вам предстоит решить сложную педагогическую задачу, используя
комплексный подход педагогов, психологов, логопеда, социального педагога, врача, родителей
Слайд 16Упражнение
«Мои педагогические хитрости»
Уважаемые участники, вам предлагается поделиться своим профессиональным опытом
в работе с «трудными детьми»
Слайд 17Педагогический практикум
Уважаемый учитель!
Вам предстоит провести урок в классе, где учатся 8
ребят: Ослик Иа, Мальвина, Буратино, Карлсон, Незнайка, Чиполлино, Пеппи, Шерхан. На уроке Вам надо установить учебную дисциплину. Спросить на оценку Чиполлино, Мальвину, ослика Иа и Шерхана. Тема урока: «Составление рассказа по картинке»
Слайд 18Педагогический практикум
Уважаемый учитель!
Вам предстоит провести урок в классе, где учатся 8
ребят: Ослик Иа, Мальвина, Буратино, Карлсон, Незнайка, Чиполлино, Пеппи, Шерхан. На уроке Вам надо установить учебную дисциплину. Спросить на оценку Буратино, Незнайку, Пеппи Длинный чулок и Карлсона. Тема урока: «Слова-антонимы»
Слайд 19Ослик Иа
замкнутый, застенчивый, отказывается отвечать у доски
Слайд 20Буратино
ленивый, невниматель-ный мальчик со средними способностями
Слайд 21Карлсон
гиперактивный, инфантильный второгодник с преобладанием игровой активности
Слайд 22Незнайка
гиперактивный выскочка с низкими способностями и высокой учебной мотивацией
Слайд 23Чиполлино
мальчик с организаторскими способностями, любит спорить и отстаивать свою точку
зрения
Слайд 24Пеппи Длинный чулок
активная девочка, выдумщица и фантазёрка с низкой учебной мотивацией
и организатор-скими способностями
Слайд 25Шерхан
хорошие способности, низкая учебная мотивация, сильный, злой, не имеет друзей, стремится
к лидерству
Слайд 26Мальвина
девочка-отличница, любит отвечать, хочет показывать свои знания
Слайд 27Уважаемые коллеги!
Благодарю вас за активное участие в семинаре.
Желаю вам благополучия, здоровья,
творческого удовлетворения от работы