Слайд 1Методика обучения гимнастике.
Слайд 2Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть:
вводные;
уроки изучения нового материала;
уроки повторения;
комбинированные (смешанные) уроки;
контрольные уроки.
Слайд 3Подготовительная часть
Продолжительность 8-12 мин
Задачи биологического аспекта — подготовка организма учащихся к
предстоящей работе.
Задачи педагогического аспекта — формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движений.
Слайд 4Структура
Построение класса.
Сообщение задач урока
Изучение строевых упражнений, а также заданий
в ходьбе и беге.
Общеразвивающие, подводящие упражнения
Слайд 5Основная часть
занимает 30-35 мин и содержит следующие задачи:
Формирование жизненно необходимых
и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
Развитие волевых и физических качеств учащихся.
Для решения этих задач используется значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общеразвивающие упражнения повышенной интенсивности).
Слайд 6
В этой части урока решаются основные задачи, связанные с формированием
у учащихся определенных двигательных навыков и развития физических качеств. Очень важно для каждого конкретного урока определить соотношение нового и освоенного ранее материала.
В зависимости от задач урока, численности и подготовленности учащихся, наличия инвентаря и т. п. деятельность учащихся в основной части может быть организована различными способами.
Слайд 7Способы организации учащихся в основной части урока
При разучивании и повторении несложных
упражнений основную часть целесообразно проводить фронтально, т. е. все учащиеся выполняют упражнение одновременно. Наиболее эффективно этот способ может использоваться в проведении несложных акробатических и общеразвивающих упражнений, элементов танцев, вольных упражнений, отдельных подготовительных и подводящих упражнений. Преимущество фронтального способа заключается в возможности значительного повышения плотности урока. При таком способе учитель может следить за действиями всех учеников, что организует и дисциплинирует последних.
Слайд 8
Наиболее распространенным является групповой способ. Желательно, чтобы в каждом отделении было
не более 6-8 человек, отдельно мальчики и девочки. В каждом отделении учащиеся могут выполнять упражнения фронтально, либо поточно. Очень важно при организации занятий групповым способом правильно размещать учащихся у снарядов, чтобы они имели возможность следить за выполнением упражнений с наиболее выгодной стороны, чтобы их не отвлекали посторонние раздражители (свет, другие занимающиеся). Групповой способ требует подготовки актива учащихся, способного руководить отделением, осуществлять страховку и помогать другим при разучивании упражнений. Полезными в этом случае могут оказаться специальные учебные карточки для каждого вида (снаряда) с дифференцированными заданиями, регулирующими деятельность учащихся. В таких случаях учитель должен находиться в том отделении, где начинается обучение новому упражнению.
Слайд 9
Поточным способом удобно проводить акробатические упражнения, лазанье, опорные прыжки, причем не
только однотипные упражнения на одном снаряде, но и на различных снарядах. Снаряды размещаются так, чтобы учащиеся переходили от одного вида упражнений к другому без помех. Упражнения при этом необходимо подбирать таким образом, чтобы время на их выполнение было приблизительно одинаковым. Все упражнения, проводимые поточным способом, должны быть предварительно изучены или уже знакомы учащимся.
Слайд 10
Одним из интересных способов организации учащихся в основной части урока является
игровой способ. В игру можно включать почти все виды упражнений основной гимнастики начальной школы и среднего звена.
Слайд 11заключительная часть
3-5 мин. Основными ее задачами являются
подготовка организма учащихся
к предстоящей деятельности,
подведение итогов данного урока,
задание на дом.
Подбор упражнений (снять воздействие физической нагрузки, привести организм в спокойное состояние, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве и времени, концентрация внимания)
Слайд 12Подготовка мест занятий и меры предупреждения травм
Выполнение отдельных упражнений
на гимнастических снарядах и опорных прыжков, особенно в старших классах, связано с определенным риском.
Причинами травм могут быть:
несоблюдение принципов сознательности и активности, систематичности, доступности и последовательности в обучении;
отсутствие систематического контроля за деятельностью учащихся, страховки и помощи;
неправильная страховка, незнание приемов самостраховки;
плохая дисциплина;
нерациональное размещение занимающихся;
неисправность инвентаря, ненадежность установки и закрепления гимнастических снарядов;
несоответствие мест занятий санитарно - гигиеническим требованиям.
Слайд 13
Важно правильно размещать снаряды в зале.
Располагать их лучше на достаточном
расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы упражнение выполнялось учащимся лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Особенно тщательно необходимо укладывать маты, чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.
Важное значение на уроках гимнастики имеют помощь и страховка. Помощь, как правило, применяется на начальной стадии обучения. По мере овладения технической основой упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой. В зависимости от сложности упражнения страховку может осуществлять один или несколько человек. Наряду с приемами помощи и страховки необходимо обучать и навыкам самостраховки для того, чтобы учащиеся умели самостоятельно выходить из опасных положений.
Слайд 14Проверка и оценка качества выполнения
гимнастических упражнении.
Проверка и оценка качества выполнения
гимнастических упражнении на уроках гимнастики помогают учителю выяснить, насколько эффективно проходит обучение двигательным действиям, а для учащихся служат дополнительным стимулом к повышению интереса к занятиям. Можно проверять также знание гимнастической терминологии; умение помогать и страховать; умение определять и исправлять ошибки у товарища; знание основных компонентов техники двигательного действия и т. п.
Слайд 15Мелкие ошибки
несущественное отклонение от безукоризненного исполнения (например, недостаточно оттянутые носки
или незначительное (до 30 градусов) разведение или сгибание ног, незначительная потеря равновесия при приземлении и т, д.). В каждом случае за допуск таких ошибок снимается 0,1 балла.
Слайд 16Средние ошибки
это значительное отклонение от безукоризненного исполнения (разведение ног, сгибание
рук или туловища от 30 до 60 от требуемого положения; значительные колебательные движения при приземлении, приземление на широко разведенные ноги, выпад, большой прыжок, несколько шагов или прыжков, касание пола одной или двумя руками). За средние ошибки снимается 0,3 балла.
Слайд 17Грубые ошибки
это такое искажение упражнения, которое граничит с невыполнением (отклонение
от требуемого положения более 60, а также пробежка при выполнении приземления, падение после приземления, явно выраженная опора о пол одной или двумя руками). За грубые ошибки производится сбавка 0,5 балла в каждом случае.
Слайд 18Ошибка невыполнения
отклонение от эталонного исполнения настолько велико, что становится невозможным определить,
какой элемент получился, или при выполнении комбинации ученик пропустил упражнение. В таких случаях данный элемент не оценивается.
Слайд 19
Для проведения итогового контроля обычно используются контрольные уроки, которые чаще всего
проводятся в конце прохождения раздела гимнастики в виде соревнований.