Слайд 1МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по реализации Всероссийского проекта «Самбо в школу» и включение
в перечень испытаний комплекса «ГТО» элементов самозащиты без оружия
Слайд 2О ПРОЕКТЕ «САМБО В ШКОЛУ»
Федеральный проект «Самбо в школу» предусматривает
программу включения урока самбо в общую систему подготовки школьников России. Активная работа по внедрению самбо в школьную программу проводится в стране с 1 сентября 2016 года.
Слайд 3Цель Проекта:
Формирование условий для физического, гражданского, патриотического и нравственного воспитания
школьников через использование потенциала борьбы самбо, как национального достояния России, в рамках общего и дополнительного образования детей и подростков.
Слайд 4Задачи Проекта:
Создание сети школ - участников проекта, в регионах России.
Формирование и развитие научно - методической базы внедрения самбо в образовательные школьные программы. Содействие в развитии инфраструктуры для реализации Всероссийского проекта «Самбо в школу». Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров (организаторов, инструкторов, педагогов, тренеров-преподавателей). Информационно - пропагандистская поддержка реализации Проекта.
Слайд 5Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование
гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Слайд 6 Президент Всероссийской и Европейской федерации самбо Сергей Елисеев: «К
самбо должны относиться как к национальному достоянию. Дети должны знать историю самбо, гордиться ей». А знание приемов самозащиты необходимы каждому. «Мы не учим детей бороться, делать броски. Мы учим их правильно падать, освобождаться от захватов и как себя вести в экстремальных ситуациях. Если детям нравится, мы советуем им идти заниматься самбо на более продвинутом уровне».
Слайд 7Это вид спорта, который можно успешно применять в трудных ситуациях для
самозащиты, а это значит, что его введение в школьную программу не только поможет физическому развитию и воспитанию детей, но и сделает их более защищенными.
Слайд 8На сегодняшний день школа САМБО «самозащита без оружия» является системой философии
справедливости, сдержанной силы, разумной социальной стабильности, безопасности и жизнеспособности. Она вобрала в себя достижения современной науки, передового педагогического опыта в развитии физической культуры, спорта и является эффективным средством решения Государственных задач.
Слайд 9 Приказом № 1045 от 16 ноября 2015 года «О внесении изменений в
приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 г. № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», в вариативную часть включен новый вид испытания (теста) 4 – 6 ступеней – «Самозащита без оружия», который включает в себя следующие элементы:
1. Приемы самостраховки
2. Освобождение от захватов
3. Защита от ударов
Данное испытание входить в список тестов по выбору.
Включение в перечень испытаний комплекса «Готов к труду и обороне» элементов самозащиты без оружия (приемы самостраховки, освобождение от захватов, защита от ударов) будет способствовать всестороннему физическому и нравственному развитию человека, воспитанию прикладных навыков и повышению его личной безопасности. Поскольку самбо — это не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.
Слайд 10«Самозащита без оружия» в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду
и обороне» (ГТО)
Максимальная средняя оценка за выполнение одного приема (защитного действия) без ошибок - 3 балла, всех (10) – 30 баллов
Слайд 11Участники должны быть одеты в спортивные шорты, футболку, носки (можно использовать
обувь для самбо или гимнастические тапочки).
Участникам во время испытания запрещается иметь на себе твердые предметы, которые могут послужить причиной травмы.
При нарушении требований к спортивной форме участник не допускается к испытанию.
Для выполнения приемов участник самостоятельно выбирает ассистента. По вызову руководителя участник с ассистентом становятся в исходное положение. После команды руководителя «Прием!» участники ассистент приветствуют друг друга рукопожатием и выполняют техническое действие.
Ассистенты не оказывают сопротивления при выполнении технических действий. При демонстрации приёмов самозащиты ассистент должен выполнить (обозначить) атакующие действия быстро, точно с реальным усилием, соблюдая меры безопасности, как для себя, так и для участника. Защитные действия испытуемого должны быть выполнены быстро и четко с реальным усилием, соблюдая меры безопасности, как для себя, так и для ассистента.
При демонстрации приема участник может допустить неточность его выполнения, которая оценивается ниже идеального исполнения.
Действие не зачитывается и участник снимается с тестирования, если он не может воспроизвести технику выполнения приема или совершает 3 ошибки.
1 балл начисляется при выполнении приема, но при наличии 2-х ошибок.
2 балла начисляются при выполнении приема, но при наличии 1-й ошибки.
3 балла начисляются при выполнении приема без ошибок.
Все участники тестирования должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать выполнению испытания (теста).
Перед началом выступлений всем участникам одновременно предоставляется право выполнить разминку продолжительностью не более 15 минут.
По окончании выступления участник, демонстрирующий технику, занимает исходное положение в центре ковра лицом к столу жюри и ждет объявления результатов выступления.
Демонстрация приемов испытания (теста) «Самозащита без оружия» выполняется на ковре самбо (допускается использование гимнастических матов или татами).
Слайд 12Нормативы
испытания (теста) «Самозащита без оружия»
Слайд 13
Протокол результатов выполнения
испытания «Самозащита без оружия»
Слайд 14Перечень приемов и критерии оценки техники их выполнения
1. Самостраховка при
падении на спину перекатом
Ошибки:
запрокидывание головы (удар затылком о поверхность покрытия);
одновременное касание лопатками и тазом (плоская спина);
неправильное положение рук и ног.
Слайд 152. Самостраховка при падении на бок перекатом
Ошибки:
запрокидывание головы;
одновременное касание
лопаткой и тазом (плоская спина);
неправильное положение рук и ног.
3. Самостраховка при падении вперед на руки
Ошибки:
падение на выпрямленные руки;
касание поверхности лицом или туловищем;
касание поверхности коленями.
Слайд 163. Самостраховка при падении вперед на руки
Ошибки:
падение на выпрямленные руки;
касание поверхности
лицом или туловищем;
касание поверхности коленями.
4. Бросок задняя подножка
Ошибки:
потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или коленом);
Атакуемая нога без веса (участник не воздействует на ассистента с целью переноса центра тяжести на атакуемую ногу)
после завершения броска участник отпускает захват руки ассистента (теряет контроль);
при выполнении приёмаучастник отклоняется назад.
Слайд 175. Бросок захватом ноги
Ошибки:
потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра
рукой или коленом);
после завершения броска участник отпускает захват ноги ассистента (теряет контроль);
отсутствует выведение из равновесия (участник высоко поднимает захваченную ногу и недостаточно тянет руку ассистента вниз).
6. Бросок задняя подножка с захватом ноги
Ошибки:
потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или коленом);
после завершения броска участник отпускает захват ноги (теряет контроль)участник не перекрывает ногу (нет подножки) позволяя ассистенту восстанавливать равновесие при демонстрации приёма не поворачивается в сторону захваченной ноги, а выполняет бросок прямо перед собой.
Слайд 187. Бросок через бедро
Ошибки:
потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра
рукой или коленом, или садится на ягодицы);
после завершения броска участник отпускает захват руки ассистента (теряет контроль);
бросок выполняется с выпрямленными ногами.
8. Бросок через спину
Ошибки:
потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или коленом, или садится на ягодицы);
после завершения броска участник отпускает захват руки ассистента (теряет контроль);
бросок выполняется с выпрямленными ногами.
Слайд 199. Рычаг руки ассистенту, лежащему на груди
Ошибки:
не выполнен захват руки ассистента
двумя руками за запястье;
участник не вытягивает руку ассистента в сторону туловище участника не фиксирует туловище ассистента;
ноги участника, демонстрирующего приём не обеспечивают устойчивость в переднезаднем направлении.
10. Ущемление ахиллова сухожилия захватом разноименной ноги и упором под коленку другой ноги ассистента.
Ошибки:
участник разводит локти в стороны и не фиксирует атакуемую голень ассистента;
участник при проведении приёма не фиксирует своей ногой атакуемую ногу ассистента;
участник при проведении приёма не упирается своей ногой в разноимённую ногу ассистента;
участник проводит ущемление не лучевой костью, а внутренней поверхностью предплечья.
Слайд 20Самбо позволяет сохранять здоровье детям, а также учит правильно защищать себя
и своих близких, что очень важно в условиях сложного современного мира.