Слайд 1Контроль, самоконтроль в занятиях физической культурой и спортом. Профилактика травматизма.
Подготовила
учитель физической
культуры
высшей квалификационной категории
МОУ СШ №1 р.п. Новоспасское
О.Ф. Арсентьева
Слайд 2
Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом
Врачебный контроль и
врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.
Самоконтроль - существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.
Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений, в состоянии здоровья занимающихся принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.
Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.
К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.
Слайд 31. Объективные показатели
Рост - важный показатель физического развития. Но он должен
рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей характеризующих правильность пропорциональность телосложения и состояние физического развития.
Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста условных величин.
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка - показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе) при вдохе и выдохе. Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Слайд 4Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук
зависит от роста массы тела окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин.
Спирометрия. ЖЕЛ - это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.
Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы. Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин у женщин она на 5-10 ударов чаще. Частота пульса зависит от возраста положения тела уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.
Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена. Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы. При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почти не изменяется.
Слайд 52. Субъективные данные
Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности
тренировочного процесса способствует хорошее настроение. Но физическая культура в свою очередь улучшают настроение, вызывают чувство бодрости, радости, уверенности в своих силах. Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по иному воспринимает окружающий мир.
Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца легких печени и т. п. Самочувствие - это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.
Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.
Слайд 6Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке
деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин. Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч., а при больших по объему физических нагрузках - 8 -9 ч. Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5-2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.
Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно. В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, но потом вновь восстанавливается. Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий. В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший удовлетворительный плохой.
Сердцебиение - это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанные с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным. Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность следует отмечать в дневнике самоконтроля.
Слайд 7Головные боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные
боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п. Иногда головные боли и головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяснить после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.
Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку. Одышка - это учащенное дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыханий может удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает, и дыхание быстро приходит в норму.
Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц только что приступивших к занятиям физической культурой появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма. У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах.
Слайд 8Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье - в области
печени или в левом - в области селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это тупые боли. Появление болей в левом подреберье объясняется переполнением селезенки кровью в правом подреберье - переполнением кровью печени.
Наблюдение за спортивными результатами - важнейший пункт самоконтроля позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий тренировочных нагрузок.
Слайд 9Педагогический контроль. Содержание педагогического контроля
Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации
о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того чтобы проверить насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учено-тренировочных занятий.
Слайд 10График проведения плановых инструктажей.
Слайд 12Задачи педагогического контроля
Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
Выполнить план тренировки;
Установить
контрольные нормативы, оценивающие физическую техническую тактическую теоретическую подготовленность спортсменов;
Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;
Отобрать талантливых спортсменов.
Слайд 13Содержание педагогического контроля
Контроль за посещаемостью занятий;
Контроль за тренировочными нагрузками;
Контроль за состоянием
занимающихся;
Контроль за техникой упражнений;
Учет спортивных результатов;
Контроль за поведением во время соревнований
Слайд 14Виды педагогического контроля
Поэтапный - оценивать состояние спортивно- технический и тактической подготовки
занимающихся на конкретном этапе.
Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.
Оперативный - экспресс- оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.
Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой.
Специалисты различают три типа состояний:
- Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма уровня его тренированности).
Слайд 15Врачебный контроль
Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и
функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видов спорта. Школьники проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены- 2 раза в год.
Слайд 16
Врачебный контроль в школе проводится в следующих формах:
Регулярные медицинские обследования и
контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
Врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
Санитарно-гигиенический контроль над местами условиями занятий и соревнований;
Санитарно-просветительская работа пропаганда физической культуры и спорта здорового образа жизни;
Профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
Проведение комплексных и восстановительных мероприятий.
Слайд 17Врачебное обследование подразделяется на первичное повторное.
Первичное - проводится, чтобы решить вопрос
о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.
Повторное - проводится чтобы убедиться на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья а так же для того чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.
Слайд 18Профилактика травматизма
Травматизм - совокупность травм, возникших в определенной группе населения за
определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин - 30-59 лет, причём во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм - часть общей заболеваемости населения.
Слайд 19Травмы подразделяют на:
- Производственные:
Промышленные,
Сельскохозяйственные,
Строительные,
На транспорте и др.
- Непроизводственные:
· бытовые,
·
уличные,
· дорожно-транспортные,
· спортивные,
· школьные,
· детские и пр.
Слайд 20Спортивный травматизм
Травматизм спортивный - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых,
групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются. Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов - винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.
Слайд 21Основные причины спортивного травматизма:
нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
неудовлетворительное состояние
мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;
неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
недостаточный врачебный контроль;
слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т.д.);
нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.
Слайд 22Основные мероприятия по профилактике:
контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и
соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;
технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);
защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);
медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;
обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.
Слайд 23Заключение
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей
ценности, чем здоровье. Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают, и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями помогает лучше, познать себя приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для школьников специальной медицинской группы.
Во избежание получения травм, спортсмены должны заниматься со специалистами.