Презентация, доклад к уроку физической культуры Естественное возрастное физическое развитие человека - базовая основа для его совершенствования

Содержание

- закономерный естественный процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизникритерииАнтропометрические показатели длина тела (рост), масса тела (вес), обхват, периметр (окружность) грудной клеткиФункциональные показатели двигательные качества (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость)наследственностьоказывает

Слайд 1Естественное возрастное физическое развитие человека - базовая основа для его совершенствования
МБОУ

Лицей № 185 г. Новосибирск
Боровская Л.М.
учитель физической культуры
Естественное возрастное физическое развитие человека - базовая основа для его совершенствованияМБОУ Лицей № 185 г. НовосибирскБоровская Л.М.

Слайд 2- закономерный естественный процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств

организма в продолжении индивидуальной жизни

критерии

Антропометрические показатели
длина тела (рост), масса тела (вес), обхват, периметр (окружность) грудной клетки

Функциональные показатели
двигательные качества (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость)

наследственность

оказывает влияние

с индивидуальными возрастными особенностями

связана

Динамика физического развития

Физическое развитие

- закономерный естественный процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизникритерииАнтропометрические показатели

Слайд 3комплекс становления морфологических функциональных показателей физического развития человека обусловлен
внутренними факторами
внешними условиями
генетически

заложенная программа наследственности

«предрасположенности»

явно выраженные (патологические)

Задачи и возможности физической культуры заключаются в том, чтобы повысить устойчивость организма к негативным факторам по средством регулярных занятий

комплекс становления морфологических функциональных показателей физического развития человека обусловленвнутренними факторамивнешними условиямигенетически заложенная программа наследственности«предрасположенности»явно выраженные (патологические)Задачи и

Слайд 4На организм человека воздействуют факторы
Природные факторы
физическая окружающая среда
Биологические факторы
растительного и животного

окружения

Социально-экологические

Факторы социальной среды
деятельность человека

Внешняя среда

Экология
(греч. oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение) закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья

На организм человека воздействуют факторыПриродные факторыфизическая окружающая средаБиологические факторырастительного и животного окруженияСоциально-экологическиеФакторы социальной средыдеятельность человека Внешняя средаЭкология

Слайд 5Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря
(по Ф.П.

Суслову, Е.Б. Гиппенрейтеру)
Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по Ф.П. Суслову, Е.Б. Гиппенрейтеру)

Слайд 6предпочтение отдается
пассивному отдыху
по любому поводу принимаются лекарства
дополнительный объем физической нагрузки


занятия физическими упражнениями и спортом

«пассивно-активными» действиями - «болением» на стадионах и в спортивных залах

подменяются

Активный отдых

«эмоциональной разгрузкой» при просмотре спортивных передач по телевизору

заменяется

Семья
ячейка общества

Социальные факторы

предпочтение отдается пассивному отдыхупо любому поводу принимаются лекарствадополнительный объем физической нагрузки занятия физическими упражнениями и спортом «пассивно-активными»

Слайд 7социальные и индивидуальные проблемы здоровья
здорового образа жизни
оптимального соотношения умственных и физических

нагрузок

воздействия неблагоприятных социальных и экологических факторов на жизнедеятельность индивида

физической культуры общества и каждого отдельного человека

Возникают проблемы

социальные и индивидуальные проблемы здоровьяздорового образа жизниоптимального соотношения умственных и физических нагрузоквоздействия неблагоприятных социальных и экологических факторов

Слайд 8Человек
это великое чудо природы,
раскрывающееся не только во взлетах его

ума, духа,
но и в биологическом совершенстве его организма
Человек это великое чудо природы, раскрывающееся не только во взлетах его ума, духа, но и в биологическом

Слайд 9физических качеств
сила
быстрота
выносливость
ловкость
гибкость
Естественное становление основных

физических качествсила быстротавыносливость ловкостьгибкость Естественное становление основных

Слайд 10достигает своего естественного максимума к 15-17 годам, а потом ухудшается
Закономерности естественного

возрастного развития физических качеств

Ловкость

способность быстро и рационально координировать движение тела

наиболее интенсивно развивается при освоении различных движений с 7 до 12 лет, затем до 14-15 лет этот процесс стабилизируется, после чего ловкость вновь несколько повышается до 17-18-летнего возраста

это способность в наименьшее время выполнить то или иное однократное действие или осуществить заданную работу

Быстрота

достигает своего естественного максимума к 15-17 годам, а потом ухудшаетсяЗакономерности естественного возрастного развития физических качествЛовкостьспособность быстро и

Слайд 11Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m
(по материалам В.К.

Бальсевича, В.А. Запорожанова)

Примечание. Подчеркнуты лучшие показатели

Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m(по материалам В.К. Бальсевича, В.А. Запорожанова) Примечание. Подчеркнуты лучшие

Слайд 12Естественная стабилизация и синхронизация работы всех органов и систем наступает сравнительно

поздно в 25-30 лет и даже более старшем возрасте

Сила
(как двигательное качество)

способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений

Неравномерное развития отдельных мышечных групп (особенно разгибателей и сгибателей) в различные возрастные периоды.
Максимум силовых качеств человека проявляется в возрасте 20-40 лет

Выносливость

способность организма бороться с утомлением

Гибкость имеет существенную возрастную динамику

Гибкость

способность выполнять движения с большой амплитудой.

Естественная стабилизация и синхронизация работы всех органов и систем наступает сравнительно поздно в 25-30 лет и даже

Слайд 13Возрастные изменения активной и пассивной подвижности в суставах позвоночного столба
(по

Б.В. Сермееву)

Цифры по оси ординат со знаком «+» обозначают увеличение глубины наклона после прохождения уровня горизонтали стоп на измерительном приспособлении;
Цифры со знаком «-» - шкала до уровня горизонтали

Возрастные изменения активной и пассивной подвижности в суставах позвоночного столба (по Б.В. Сермееву)Цифры по оси ординат со

Слайд 14Определить уровень и особенности физического развития можно, с помощью антропометрии
система измерений

и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела

Измеряются:

рост стоя и сидя

вес тела

окружность
шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени

ЖЕЛ

становая сила и сила мышц кисти

диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой

жироотложение

Физическое развитие, методы оценки

Определить уровень и особенности физического развития можно, с помощью антропометриисистема измерений и исследований в антропологии линейных размеров

Слайд 15Уровень физического развития оценивается с помощью методов:
индексов
антропометрических стандартов
корреляции

Уровень физического развития оценивается с помощью методов:индексовантропометрических стандартовкорреляции

Слайд 16Антропометрические стандарты
это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании

большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии)

Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики.
Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы).

Антропометрические стандарты это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу

Слайд 17Средний рост учащихся 173 (М) ±  6 (S) см, то большинство обследованных (68-75)%  имеют рост в пределах 
от 167 (173- 6) см до 179

(173+6) см.
Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных.
Например, обследуемый учащийся имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S = ±  6), значит рост данного учащегося на 8,5 см больше среднего.
Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного:
меньше - 2,0 (очень низкое);
от - 1,0 до - 2,0 (низкое);
от - 0,6 до - 1,0 (ниже среднего);
от - 0,5 до +0,5 (среднее);
от + 0,6 до +1,0 (выше среднего);
от +1,0 до +2,0 (высокое);
больше +2,0 (очень высокое).
В нашем примере получаем частное 8,5 :  6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого учащегося соответствует оценке “высокий”.

Например

Средний рост учащихся 173 (М) ±  6 (S) см, то большинство обследованных (68-75)%  имеют рост в пределах от 167 (173- 6) см до 179 (173+6) см.Для оценки, сначала определяется отличие показателей

Слайд 18ЗАДАНИЕ № 1
1. Определить средний рост учащихся в своем классе
1 (рост

см) + 2 (рост см) + … / (на количество чел) = средний рост всего класса

Определить S – показатель средней разницы

- от самого маленького роста – средний рост класса = - S
- от самого высокого роста – средний рост класса = + S

Взять средний показатель S

2. Определить отличие своего S-показателя от показателя средней разницы

3. Определить оценку в зависимости от величины полученного частного

Выполнить задание по выше указанному примеру

ЗАДАНИЕ № 11. Определить средний рост учащихся в своем классе1 (рост см) + 2 (рост см) +

Слайд 19Индексы физического развития
Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков,

выраженных в априорных математических формулах

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития

Индекс

величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков
(веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т.д.)

включают разное число признаков:

сложные
больше двух признаков

простые
(два признака)

Индексы физического развитияЭто показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулахМетод индексов

Слайд 20Для получения должной величины веса вычитается из данных роста:
до

165 см - 100;
при росте от 165 до 175 см – 105,
при росте 175 см и выше – 110.
Полученная разность и считается должным весом

Ростовой индекс Брока-Бругша

Определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см)
Средними показателями считаются
350–400 г у мужчин
325–375 г у женщин.

Весоростовой индекс (Кетле)

Для получения должной величины веса вычитается из данных роста: до 165 см - 100; при росте от 165

Слайд 21Определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела

(кг) Средняя величина составляет:
для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг,
для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

Жизненный индекс

Получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие:
сила кисти мужчин (70–75)% веса,
женщин – (50–60)% ,
спортсменов – (75–81)% ,
спортсменок – (60–70)% .

Силовой индекс

Определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг) Средняя величина составляет: для мужчин

Слайд 22Выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности

грудной клетки на выдохе.
Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.
У взрослых разность
меньше 10 крепкое телосложение,
от 10 до 20 – как хорошее,
от 21 до 25 – как среднее,
от 26 до 35 – как слабое
более 36 – как очень слабое телосложение.

Показатель крепости сложения

Измерить окружность запястья рабочей руки:
у астеников она меньше 16 см,
у нормостеников - от 16 до 18,5 см,
у гиперстеников - больше 18,5 см.

определение типа телосложения

Выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при

Слайд 23Типы телосложения (М. Черноруцкий)

Типы телосложения  (М. Черноруцкий)

Слайд 24Типы конституции (соматотип)

(У.Шелдон)
Типы конституции (соматотип)         (У.Шелдон)

Слайд 25эктоморф
Типы телосложения
мезоморф
эндоморф

эктоморфТипы телосложения мезоморфэндоморф

Слайд 26ЗАДАНИЕ № 2
Определить Ростовой индекс Брока-Бругша, сравнить свою величину веса с

должным весом

Определить свой показатель крепости сложения

Определить свой тип телосложения
ЗАДАНИЕ № 2Определить Ростовой индекс Брока-Бругша, сравнить свою величину веса с должным весом Определить свой показатель крепости

Слайд 27Рост женщины играет важную роль в определении ее идеального веса. Долгое

время классическими считались следующие градации роста женщин:
- низкий - 150 см и ниже;
- ниже среднего – 151-156 см;
- средний – 157-167 см;
- высокий – 168-175 см;
- очень высокий – 176 см и выше.

В последнюю четверть XX в. в связи с акселерацией в эту шкалу были внесены изменения:
- для женщин ширококостных и с нормальным типом телосложения средним (нормальным) можно считать рост от 166 до 170 см,
- для тонкокостных - от 168 до 172 см

Норма роста

Рост женщины играет важную роль в определении ее идеального веса. Долгое время классическими считались следующие градации роста

Слайд 28Длина ног
Красивой фигуру можно считать и том случае, если длина ног

больше половины роста на следующую величину:
- у ширококостных - на 2-4 см и более;
- у отличающихся нормальным типом телосложения - на 4-6 см;
- у тонкокостных - на 6-9 см.

Например, если при росте 168 см и нормальном типе телосложения длина ног у женщины равна 90 см, то пропорции ее фигуры можно считать идеальными:
90 - (168 : 2) = 6
Длина ногКрасивой фигуру можно считать и том случае, если длина ног больше половины роста на следующую величину:-

Слайд 29Соотношение роста и веса Способы определения веса
Масса тела зависит от типа

телосложения, роста и возраста человека

Формула, предложенна еще в XIX в. известным французским антропологом Полем Брока:
вес в килограммах равен росту в сантиметрах минус 100

Идеальный вес женщин (особенно тех, чей рост ниже 160 см), должен быть меньше нормального на 10-15%. Низкорослым женщинам по меньшей мере до 20 лет желательно иметь вес на 3-5 кг меньше нормального

Соотношение роста и веса Способы определения весаМасса тела зависит от типа телосложения, роста и возраста человекаФормула, предложенна

Слайд 30Определение нормальной массы тела

Определение нормальной массы тела

Слайд 31Основная литература:
1. Физическая культура студента и жизнь: учебник / Под ред.

В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2010.– 366 с. (CD-диск). 2, 3, 4 главы.
Дополнительная литература:
1. Барчуков И.С., Нестеров А.А.Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.Н. Маликова. - М: ИЦ Академия, 2006. - 528с.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебник. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. – 320 с.
Методические разработки вуза:
1. Хода Л.Д., Новичихина Е.В., Боровская Л.М. Физическая культура: Учебно- методическое пособие для студентов вузов. - Нерюнгри: ТИ (ф) СВФУ, 2011. – 91с.

Основная литература:1. Физическая культура студента и жизнь: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2010.– 366

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть