Слайд 1
Использование
ритмической гимнастики
на физкультурных занятиях
Слайд 2Содержание
Понятие ритмика и ритмическая гимнастика.
Методика и специфика ритмической гимнастики.
Применения метода на
занятиях по физической культуре.
Слайд 3Аэробика— гимнастика, состоящая из аэробных упражнений под ритмичную музыку, которая помогает
следить за ритмом выполнения. В зависимости от несущей нагрузки, аэробика бывает - спортивной, оздоровительной, танцевальной.
Ритмика или ритмическая гимнастика – система музыкально-ритмического воспитания по развитию музыкального восприятия, чувства ритма, культуры движений, созданная Эмилем Жак-Далькрозом.
Слайд 4Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами,
развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях.
Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900-1912 гг.;
Первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба понятия.
Слайд 5Ритмика
Особенностью занятий является интеграция на разных уровнях.
Синтезирует музыку, слово, танец, направлена
развитие всех музыкальных способностей.
___________
Таким образом, ритмика занимает важное место в музыкальном, физическом воспитании и образовании дошкольников, так как отвечает их возрастному психофизиологическому развитию, потребностям и запросам, интересам.
Слайд 6Ж. Далькроз
1865-1950
Музыку можно не только слышать, но и видеть в
звуках, передавать в пластических движениях.
На музыку реагирует каждая клеточка организма человека, и каждый мускул человеческого тела способен отвечать на звуки, динамические оттенки.
Ученики не заучивают определенные движения, а исходят из собственных мышечных ощущений и представления музыкальной формы.
Преподаватель обязан пробуждать в ученике его личный ритм, а не навязывать свой собственный.
Слайд 7Цель
В системе Далькроза тело учится реагировать на все аспекты: паузы, звуковысотность
темп, акцентуацию.
Работа должна быть направлена на развитие чувства ритма и всего комплекса музыкальных способностей, творчества, снятия скованности и психологических зажимов.
Слайд 8Направления
Формирование музыкально-слуховых представлений: восприятие характера музыки, темпа, динамики, регистровой окраски, метроритма
и структуры музыкальных произведений, работа над целостным восприятием музыкального произведения.
Работа над совершенствованием движений через:
упражнения с музыкально-ритмическими и двигательными заданиями,
музыкально-ритмические игры,
танцевальные элементы.
Слайд 9Закономерности и этапы обучения
На первом этапе внимание уделяется созданию целостного представления
о музыке и движении, используемом для передачи её эмоционально-образного содержания.
Слайд 10Закономерности и этапы обучения
На втором этапе внимание акцентируется на
развитии самостоятельности
детей в выполнении МРД
ведется работа над уточнением и отработкой элементов движения, их выразительностью и соответствием характеру музыки,
целостностью музыкального образа,
плавностью перехода одного элемента движения в другой.
Слайд 11 Закономерности и этапы обучения
На третьем этапе обучения осуществляется
закрепление и
совершенствование музыкально-ритмических навыков,
ведется работа над качеством целостного исполнения,
побуждение к творческому самовыражению в движении в процессе восприятия музыки.
Слайд 12Развитие чувства ритма
Чувство ритма развивается путем ритмических упражнений.
“Две главные ошибки
в деле ритмического обучения, – писал Далькроз, – могут быть выражены кратко словами: “слишком много” или “слишком мало”.
___________
Произвольное усиление и ослабление нервной энергии, распределенное на правильные промежутки времени, способствует развитию мышечного чувства, которое, в свою очередь, пробуждает в ребенке сознание своей физической силы.
Слайд 13Развитие чувства ритма
Развитие у дошкольников мышечного чувства различной силы.
С этой
целью выбираются упражнения, развивающие разные группы мышц, для разных частей тела.
Это упражнения, нацеленные на разучивание отдельных видов движений, которые ребенок может использовать в дальнейшем для выразительной передачи эмоционально-образного содержания музыки.
Слайд 14Развитие плавности и образности движений
Общеразвивающие упражнения (на развитие плавности, пластичности и
гибкости, точности и ловкости движений; махи; упражнения с предметами);
Хлопки под музыку, использование погремушек, отстукивание ритма ногой, предметом, пропевание ритма;
Имитационные движения (разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ – воспроизведение действий людей, имитация поведения животных, движения транспорта, отражение в движении состояний природы и т.д.).
Слайд 15Умение контролировать свое тело и движения
Упражнения:
с остановкой по сигналу;
с изменением
движения и направления движения по сигналу;
с закрытыми глазами.
Слайд 16Координация
Упражнения на одновременное или поочередное движение рук и ног, динамику развития
образа.
Упражнение на устойчивость тела в различных положениях.
Упражнения в равновесии на ограниченной площади опоры.
Сочетание различных видов движения.
Слайд 17Обучение дыханию
Дыхательные упражнения, рекомендуемые Ж.Далькрозом:
Выдыхания на беззвучные согласные (ф, с, х)
одновременно с маршировкой.
Выполнение вдохов-выдохов в определенном темпе, ритме в сочетании с ритмическими упражнениями.
Игровые музыкально-речевые упражнения.
Упражнения в разном темпе (под музыку и с неожиданным прерыванием музыки), развивающие чувство темпа, способности удерживать темп.
Слайд 18Развитие чувства такта
Хлопки на сильную долю такта, при прослушивании разных по
размеру мелодий.
Ходьба в заданном темпе, отмечая притопыванием сильную долю такта.
Выполнение последовательных движений на каждую сильную долю такта (дети в такт музыке поднимают и опускают сначала палец, потом кисть, затем всю руку и, наконец, маршируют).
Воспроизведение ритмического рисунка (хлопок, взмах, рука в сторону) или при помощи шумовых инструментов.
Слайд 19Развитие эмоциональной выразительности и пластики
Хороводные игры с пением и речитативом.
Передача образа
при помощи мимики и пантомимики.
Изображение характера музыки жестами и мимикой.
Упражнения на импровизацию под музыку и без.
Слайд 20Ориентировка в пространстве
Повороты, построения и перестроения по ориентирам и без на
месте и в движении.
Нахождение своего места в пространстве
Построение в заданном месте в шеренгу или фигуру по ориентирам и без.
Слайд 21Старшие дошкольники способны
определять характер музыки словами (спокойный, плавный и т.д.);
правильно
определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;
знать различия народной и классической музыки;
выполнять основные движения упражнений под музыку на 2/4 и 4/4;
начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
знать названия простых танцевальных шагов, уметь их правильно исполнить;
слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
выполнять с более четким исполнением подражательные движения;
уметь замечать свои ошибки и ошибки других обучающихся;
уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах.
уметь координировать движения рук, ног, головы при ходьбе, беге, галопе;
уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;
четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;
хорошо владеть движениями с платком и обручем;
уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;
уметь работать в паре и синхронизировать движения.
Слайд 22Структура
Вводная
Слушанье музыки
Ритмические музыкальные упражнения (ритм, темп, характер музыки), с использованием
инструментов или под фонограмму.
Различные виды ходьбы с упражнениями на развитие свода стопы, осанки.
Упражнения с остановкой по сигналу и со сменой тепа движения.
Упражнения на внимание и координацию в сочетании с упражнениями в легком беге и ходьбе.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Слайд 23Структура
Основная
- разминка
Отдельные движения и их комбинации: упражнения для рук, корпуса,
ног разминка мышц и суставов, упражнение на гибкость.
Музыкально-ритмические подвижные игры на ориентировку, хороводные и на комбинацию движений.
Партерная гимнастика (на полу).
Слайд 24Структура
Основная
- танец
Отдельные танцевальные движения и их комбинации
Творческие задания на развитие
пластики, мимики, эмоциональности.
Слайд 25Структура
Заключительная
Повторение знакомого танца под музыку или комбинации движений под музыку
Ходьба
по кругу с выполнением дыхательных упражнений
Слайд 26Применение на физкультурных занятиях
Условия
1. Связь с содержанием музыкальных занятий через
интеграцию образовательных областей.
2. Регулярность.
3. Систематичность.
4. Предварительная подготовка.
5. Построение комплексов движений с учетом принципов физического воспитания.
Слайд 27литература
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI, 2001.
Барышникова Т. Азбука
хореографии (Внимание дети). – М.: Ральф, 2000 г.