Слайд 1
Подвижные игры для младших школьников и
младших
подростков,
способствующие развитию быстроты и ловкости
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Низовсккая СОШ» Чегодайкина С.А.
Слайд 2Игра – средство
физического воспитания.
Игра- исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственной человеку.
Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач.
Слайд 3Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных
проблем в современном обществе. Младший школьный возраст — период, когда закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для физического совершенствования ребенка
Слайд 4С помощью подвижных игр осуществляется развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости,
гибкости, выносливости. А также морально-волевых и гражданских качеств: смелости, честности, коллективизма.
Подвижные игры на уроке способствуют и решению оздоровительных задач. Ведь давно замечено, что игра благотворно влияет на развитие организма детей, содействует укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом. Учителя физической культуры знают, что все эти задачи в играх взаимосвязаны.
Слайд 5Быстрота
Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых
двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Слайд 6Быстрота
Одной из форм развития быстроты безусловно являются подвижные игры.
Вот некоторые
из них:
«Белые медведи»
«Невод»
«День и ночь»
«Вороны и воробьи»
«Салки»
Слайд 7«Белые медведи»
Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место
- льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.
Содержание игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".
Слайд 8Побеждает последний пойманный игрок.
Правила игры: 1. "Медвежонок" не может выскальзывать
из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Слайд 9Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из
играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.
«Невод»
Слайд 10Подготовка. Играющие делятся на две команды, которые становятся на середину площадки спиной
друг к другу на расстоянии 1,5 м. Одной команде даётся название "День", другой - "Ночь". У каждой команды на своей стороне площадки (в 10-12 м) - дом.
Содержание игры. Учитель неожиданно произносит название одной из команд, например "День!". Игроки этой команды быстро убегают в свой дом, а другой команды - догоняют и пятнают их. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются в свою команду. Все становятся на прежние места, а учитель снова называет команду. Важно, чтобы не было строгого чередования, тогда играющие не знают, какая команда будет названа, а потому предельно внимательны. Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих, может предложить им выполнять различные упражнения (смена положений рук, прыжки или шаг на месте и т.п.). Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается, сколько игроков поймано в каждой команде за одинаковое количество перебежек (за три или четыре).
«День и ночь»
Слайд 11Побеждает команда, осалившая больше игроков.
Правила игры: 1. Игроков разрешается салить только до
черты дома. 2. Остальные продолжают участвовать в игре. 3. В ходе перебежки один участник может салить не только стоящего напротив, но и его соседей.
Слайд 12На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется
еще 4-5 метров, и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - домики. Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1-1,5 метров. Команд две, одна из них называется воробьи, а вторая - вороны. Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал: вороны, то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в домик. Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит воробьи, то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идёт определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих.
«Воробьи и вороны»
Слайд 13Суть игры
Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание
сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.
Другие названия игры - «Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др.
Краткое описание игры в салки
По жребию или по считалке выбирают одного водящего - «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.
«Салки»
Слайд 14Разновидности игры в салки
«Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом»,
в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.
Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.
Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!» Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.
«Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «Салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.
Правила игры в салки
Ловить (салить) играющих - значит прикоснуться к кому-либо рукой или определенным предметом (платочком, жгутом, снежком и др.), но не хвататься за игрока и не тащить его.
Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Выбежавший за условленную границу считается пойманным и меняется ролью с «салкой»-водящим.
Каждый новый «салка»-водящий должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы все знали, от кого спасаться.
Слайд 15Ловкость
Ловкость – способность человека наиболее рационально осваивать новые двигательные действия,
успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Слайд 16Ловкость
Развитию ловкости способствуют следующие игры:
«Ловля парами»
«Вертуны»
«Салки с выручалками»
«Защита укрепления».
Слайд 17«Ловля парами»
Площадка (волейбольная или поменьше), ограниченная линиями, служит местом, где располагаются
играющие. Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки.
По сигналу он вбегает внутрь площадки и преследует одного из играющих. Осалив его, делает пойманного своим помощником. Взявшись за руки, они бегут ловить нового игрока, стараясь окружить его свободными руками. Пойманный игрок отходит в сторону и ждет, когда пара игроков поймает еще одного бегающего по площадке. После этого составляется вторая пара, которая также ловит остальных игроков. Каждый раз из двух пойманных ловцами составляется новая пара.
Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется один непойманный игрок.
Правила игры запрещают игрокам забегать за пределы площадки и вырываться после того, когда ловцы сомкнут руки вокруг пойманного. Хватать за одежду и за руки нельзя, в этом случае пойманного игрока отпускают. Если правила нарушили бегающие игроки, они считаются пойманными.
Слайд 18«Вертуны»
В игре участвуют 2–3 группы игроков. Они стоят в колонах, причем
первые игроки располагаются ближе к центру площадки. По сигналу первые игроки поворачиваются на 360°, затем поворачиваются вокруг своей оси вместе первые и вторые номера. Во время поворота второй номер держит за пояс руками партнера. Далее поворот выполняют одновременно 3 игрока и т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит повороты в четверках, пятерках или шестерках. При повторении игры повороты выполняют в другую сторону.
Слайд 19«Салки с выручалками»
Перед игрой дети определяют территорию, за пределы которой нельзя
выбегать. Потом выбирают салочку. Он должен догонять игроков, которые разбегаются в разные стороны. До кого дотронется салка, тот должен остановиться и сказать: «Выручайте!» Пока его не освободят, бегать ему нельзя. Освобождается он, если дотрагивается игрок к его плечу. Если кто-то так сделал, то можно бегать опять. Если осаленного не получается освободить, пока салка считает до двадцати, то осаленный становится салкой.
Слайд 20«Защита укрепления»
Количество играющих— 12—15 чел.
Подготовка. В центре зала чертят малый круг и большой
круг диаметром («ответственно 2 и 4 м. Занимающиеся располагаются за его пределами. В центре малого круга устанавливают «укрепление» - три булавы. Выбирается «защитник», который становится рядом с укреплением.
Описание игры. По сигналу стараются мячом попасть в «укрепление». «Защитник» мешает этому, обивая и ловля мячи. Игрок, который собьет три булавы сразу или третью (последнюю), меняется местами с «защитником».
Правила. 1. Бросать (ударять ногой) - не заходя за линию круга, в противном случае бросок не засчитывается. 2. «Защитник» не имеет права «вступать за линию малого круга, держать руками «укрепление» или устанавливать сбитые булавы вновь.
Слайд 21Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств
Разнообразные движения и действия
детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем способствуют укреплению нервной системы, дыхательного аппарата. Улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребёнка.