Слайд 1 «Подвижные тувинские игры»
Выполнила: Монгуш А.А.
учитель физической культуры
Министерство образования и науки Республики Тыва
МБОУ Теве-Хаинская СОШ
Теве-Хая 2015
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ:
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Игры отражают все области материального и духовного творчества людей..
Слайд 3ЦЕЛЬ:
Научить людей правилам проведения тувинских национальных игр;
Совершенствование умений и навыков
играть в тувинские народные игры;
Развитие общей выносливости;
Воспитание здорового соперничества, формирование желания побеждать, умения проигрывать
Слайд 4ЗАДАЧИ:
Описание и характеристика народных игр тувинцев;
Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду людей
Слайд 5ВВЕДЕНИЕ
Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий своего развития, психического состава,
географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.
Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские народные игры развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной направленности и национальному характеру.
Какова судьба тувинских игр на современном этапе? Некоторые из них, не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта тувинцев или изменились в соответствии с новым, советским, образом жизни, в этом и видим актуальность исследования нашего курсового проекта. Тувинцы стали использовать много новых современных игр братских народов нашей страны, особенно русских.
Слайд 6На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло много содержательных
спортивных игр и состязаний: футбол, волейбол, баскетбол, бег, прыжки, лыжи, плавание и др. Сейчас «Выбивание ремня» частично заменяется «Городками». «Стрельба в ремень» перешла в «Стрельбу в мишень» и др. Такие игры, как «Игра в кажык», «Баг кагары», «Буга шыдыраа», снова стали появляться в сельских местностях и культурно-просветительных учреждениях, благодаря характерной для общества развитого социализма, заботе о сохранении и развитии традиций национальной культуры. Издавна популярные среди тувинцев борьба, конные скачки, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как национальные виды спорта.
Таким образом, актуальность исследования заключается в изучении народных игр тувинцев, которые отражают форму жизни, уровень развития культуры древних тувинцев.
Слайд 7План:
Интеллектуальные игры у тувинцев
Состязательные игры у тувинцев
Физические игры
Национальный вид
спорта «ХУРЕШ»
Слайд 81.Интеллектуальные игры у тувинцев:
Буга-шыдыраа (бычьи шахматы)
Тугул-шыдыраа (тельячи шахматы)
Слайд 9Буга-шыдыраа (бычьи шахматы)
Атрибутами этой игры являются графленая
доска, 24 маленьких и 2 больших (2 быка) камня. Играют двое, один с быками, другой с остальными камнями. Два быка ставят на концы центральной оси. 8 камней на перекрестках внутреннего четырехугольника: тот, кто играет с камнями на руках, держит еще 16 камней. Суть игры заключается в следующем: тот, кто играет с быками, должен срубить все камни, перепрыгивая через противостоящие камни (как рубит при игре «шашки»). Кто играет с камнями, должен загородить ход быка и загнать его в тупик.
Дети играют в «Бычьи шахматы
Слайд 10Тугул-шыдыраа (тельячи шахматы)
Играют шестью камушками
на графленой доске. На одной стороне - черные, на другой - белые. Суть игры: путем передвижения с точки на точку противника загнать его в тупик. На игральной доске ходовых точек так мало (всего три), что иногда точек для ходов не остается - это не разрешается. Тогда нужно переходить так, чтобы дать возможность противнику ходить до тех пор, пока он не загнан в тупик.
Играют в «Тельячи шахматы»
Слайд 112.Состязательные игры у тувинцев:
Кажык (игра в кости)
Кажык адары (стрельба в
кости)
Кажык-биле аът чарыштырары (скачка)
Чыттырып кагары (игра в кости)
Дужуруп кагары, аът тудары (ловить коня)
Кажык-биле бодажыры
Аът чарыштырары (конные состязания)
Четыре трудности (дорт берге) (игра на счастье)
Кара адары (стрельба из лука)
Чинчи чажырары (Найти бусинку)
Адыр-Бут (Соревнование на ходулях)
Тевектээри (почекушки)
Слайд 12Игры в кости «Кажык»
Игра в кости у тувинцев является
самой распространенной. Существует много вариантов ее в разных районах Тувы. Тувинцы собирают кости, считают, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.
Слайд 17Четыре трудности (дорт берге) (игра на счастье)
Для этой игры
берут четыре более крупные кости, и каждый играющий подбрасывает их на коврик. Счастлив тот, кому выпало все четыре вида скота - баран, коза, лошадь, корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека.
Играют в игру «Четыре трудности»
Слайд 19Чинчи чажырары (Найти бусинку)
Играющие делятся на две команды. Количество
игроков не ограничено, но в двух командах должно быть равное количество. Суть игры: одна команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, другая команда должна найти эту «иголку в стоге сена».
Слайд 20Адыр-Бут (Соревнование на ходулях)
Для этой игры изготавливают две
ходули (адыр-бут - деревянные ноги). Вырезают палки с отростком в нижней части и обтесывают так, чтобы между отростком и стволом могли помещаться ноги. Затем при помощи этих ходулей устраивают состязание в беге. Высота от земли до ног разная: чем выше ноги от земли, тем быстрее делают шаги. Но при состязании с этим не считаются. Имеется в виду, что каждый ходок кроме того, что он умеет ходить, бегать на ходулях, должен и уметь подобрать подходящие палки - ходули - и обработать их так, чтобы ноги стояли свободно и безболезненно.
Слайд 21 игра «Тевектээри» (почекушки)
Суть игры заключается в том,
что играющие поочередно подбрасывают «тевек» ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. «Тевек» изготавливают из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.
Вначале избирают самый простой способ игры, когда один из игроков подкидывает «тевек» одной ногой (тевектээр), обычно правой, и старается подбрасывать «тевек» как можно дольше, не уронив его на землю.
Слайд 223.ФИЗИЧЕСКИЕ ИГРЫ у тувинцев:
Ак-ыяш (белая палочка)
Согур-Аза (Слепой черт)
Чунгу (Катание)
Слайд 23Ак-ыяш (белая палочка)
Играют в эту
игру ночью, при лунном свете, в основном в зимнее время и во время игры «ойтулааш». Участвуют две команды, количество игроков не ограничено. Предметом игры является специально сделанная белая палочка. Палочку должны осмотреть все участники игры, чтобы не перепутать с другой палочкой.
Играют так: выбирают специальное место, где собираются все участники игры. Отдают ак-ыяш самому сильному, который может кинуть ее дальше всех. Он бросает ее либо через помещение для скота, либо за бугор так, чтобы ни один участник не видел места ее падения. После того, как кинули ак-ыяш, все бегут туда, где она должна упасть. Кто-нибудь из игроков находит ак-ыяш и бежит к месту старта. Если его поймают члены другой команды, то стараются отобрать ак-ыяш, если кто-нибудь из своей команды успел прибежать в это время, ак-ыяш передается ему, и он бежит дальше. Если кто-нибудь допустил грубость в игре - порвал одежду, поцарапал кого-нибудь или тайком остался на месте падения ак-ыяш, то команда лишается права кидать ак-ыяш, а «нарушитель» выводится из игры.
Кидающая команда имеет преимущество в том, что она может предполагать место падения ак-ыяш.
Слайд 24Игра «Согур-Аза» (Слепой черт)
В разных местах Тувы эту игру
называют по-разному. Одни называют аскак-кадай - хромая ведьма, другие - куске, моортай - кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур-аза (черт), авазы (мать) и дети. Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются трубками. Мать, взяв у черта трубку, передает сзади стоящему ребенку.
Слайд 25Игра «Чунгу» (Катание)
Катались на естественных катках, с
горки. Лыж и коньков прежде тувинцы не знали, за исключением таежных «шанак» (лыжи); редко пользовались санками. Дети в качестве скользящего средства брали старый кусок козьей шкуры. Пастухи во время пастьбы также не забывали «чунгу» - они делали это при помощи задней полы своего тона (зимняя шуба из козьей шкуры). Во время Шагаа «мынгырты» и «чунгу» становились массовыми.
Слайд 264.Национальный вид спорта «Хуреш»
Каждый борец во время схватки
обслуживается судьей-секундантом, количество секундантов может быть от 2 до 16 в зависимости от количества участников, то есть в соотношении 1 : 16 (на одного секунданта 16 борцов).
Тувинские борцы со своими секундантами
Слайд 27Танец орла
Борец, вызванный на схватку, символически поправляет свою
форму и, изображая взлетающую птицу, подбегает к своему судье-секунданту, касается правой рукой его правого плеча, а поднятой левой рукой приветствует зрителей, переступая своеобразно с ноги на ногу, делает круговое движение по заходу солнца. Сделав три ритмичных шага, меняет руку и плечо, останавливается по правую сторону от судьи-секунданта, с достоинством ожидая своего соперника.
Слайд 29Приемы националбной борьбы «хуреш»
Слайд 30Заключение
Тувинские игры по своему «ассортименту»
не уступают играм соседних и родственных народов Центральной, Средней Азии и Сибири. Тяжелый феодальный гнет в прошлом не мог истребить стремление народа к развитию различных форм национальной культуры, среди них - народных игр. Ведь народные игры по своей сути были не столько средством, развлечения, сколько системой, приобщающей к традициям, несущей воспитательную и просветительскую нагрузку.
Значительная часть тувинских игр имеет очень широкие аналогии, что свидетельствует об общности исторического пути разных этносов.
Часть игр, не отвечающих требованием современной молодежи, ушла из быта тувинцев. На месте этих старых появились новые, содержательные, характерные для современной молодежи. Исчезновению старых народных игр связана с включением Тувы в состав СССР. С развитием экономики Тувы, повлекло за собой ряд изменений во все стороны жизни тувинцев, в том числе и в культуре.
По мнению Д.Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения». А.М. Горький говорил, что игра является лучшим средством познания окружающей жизни. Она способствует развитию коллективистских навыков, творческой инициативы, речи, мышления, развитию лучших человеческих черт.