Слайд 1Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными
занятиями физическими упражнениями.
Презентацию подготовили: Сурнина С.Л. ,
Слайд 2психология
Психология человека – это сложное, важное и увлекательное направление научных знаний,
которое включает в себя большое количество разделов. Предметом изучения психологии является психика. А психика, в свою очередь, есть внутренний мир человека. Психология спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Слайд 3Одной из важнейших особенностей спортивной деятельности, составной ее частью является психомоторика
— функциональная взаимосвязь различных психических процессов с движениями и деятельностью человека. Психомоторика — связующее звено между основными факторами и закономерностями психического развития, обеспечивающее совершенное владение техникой конкретного вида спорта. К психомоторным процессам относят специализированные восприятия («чувство воды», «чувство мяча»), все произвольно управляемые действия (в том числе двигательные навыки), быстроту и точность реагирования на раздражители.
Слайд 4Социально-экономические факторы работа, отдых и уклад человека, изменяющиеся условия внешних условий
– всё это связанно с историческим развитием отдельных видов спорта и системами физических упражнений.
Результаты научных достижений и прогресс техники вносили изменения во внутреннюю структуру всех видов спорта. То есть, изменялись правила и улучшалось качество спортивного оборудования.
Менялась методика тренировки спортсмена из-за меняющихся требований к динамичности и способности производить сильное зрительное впечатление спортивных мероприятий. Поэтому сравнивать настоящие и прошлые достижения в спорте очень сложно.
Слайд 5Факт влияния продолжительных и постоянных занятий каким-либо видом спорта и различных
тренировок на психическое здоровье человека, физическое развитие и функциональную подготовленность может быть применен для акцентированного воспитания и улучшения быстроты, силы, пластичности, выносливости и психических показателей личности. Развитие физических качеств благоприятней проходит на начальном этапе тренировки. Развивая одно качество, вместе с ним тренируются и другие, но по мере повышения тренированности акцентированное развитие одного качества не влияет на улучшение остальных, а в некоторых случаях еще и замедляет. В воспитании и росте психических качеств и особенностей личности осуществляются такие же процессы, как и в физическом воспитании. Физические упражнения усиливают конкретные физические или психические качества. А именно на личность человека влияют виды спорта, которые требуют смелости, силы воли и коллективизма.
Слайд 6Основные виды спорта разделяются на следующие типы.
К первому типу относятся виды
спорта, усиливающие конкретные физические качества.
- способствующие развитию ловкости и гибкости (акробатика и гимнастика);
- направленные на улучшение выносливости (циклические виды спорта);
- развивающие силу и скорость (тяжелая и легкая атлетика);
Ко второму типу принадлежат виды спорта комплексного развития.
- спортивные игры
- разные виды единоборств
-многоборья
Сила, быстрота, пластичность, ловкость быстрее развиваются и совершенствуются на первых этапах систематических занятий. Улучшая одно качество, параллельно вместе с ним улучшаются и другие. То есть, при развитии силы растет и выносливость. Поэтому на первых этапах подготовки лучше всего подходит комплексный подход тренировки. Но не стоит забывать, что при высокой подготовленности спортсмена улучшение одного физического показателя может замедлять развитие другого.
Слайд 7Следует вывод, что после освоения определенной основы физических показателей возможно акцентированное
воспитание конкретных двигательных качеств. Все составляющие спортивной подготовки связаны между собой. На технику спортсмена влияет уровень его физической подготовки. Выносливость зависит от психических качеств: силы воли и устойчивости при преодолении усталости.
Физическую подготовленность условно можно разделить на общую и специальную.
Слайд 8Физическую подготовленность условно можно разделить на общую и специальную
-ОФП (общая физическая
подготовка) разносторонне влияет на физические качества и на мышечную деятельность в процессе выполнения упражнений.
-Специальная физическая подготовка развивает именно конкретные физические показатели, которые будут полезны именно в избранном виде спорта. Специальная подготовленность демонстрируется в спортивно-технических критериях к скорости, пластичности, силе, координации и выносливости.
Слайд 9 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который
характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психологических возможностей.
Техническая подготовленность - это уровень овладения спортсменом структуры движений(техники), которая отвечает критериям данного вида спорта, и целью которой являются высокие спортивные достижения.
Система технической подготовки делится на два типа движений – базовые и дополнительные.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащённости данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением соответствующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена.
Дополнительные движения и действия – это движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно дополнительные движения и действия во многом определяют стиль спортсмена, индивидуальную техническую манеру.
Слайд 10ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Спортивная тактика – это система специальных знаний и навыков,
сосредоточенных на сборе и анализе информации, принятия решения для оптимизации движения при взаимодействии с противником. Фундаментом для тактической подготовки служат тактическая и физическая подготовленность.
Основные направления тактической подготовки:
Накопление опыта решения тактических задач,
Совершенствование тактического мышления спортсмена,
Освоение способа решения тактических задач и другие.
Слайд 11МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Техническое мастерство спортсмена может быть сведено к нулю,
если он окажется неспособным использовать свои возможности для достижения лучшего результата.
Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач, среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности спортсмена, включающее формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к членам коллектива, стремления прийти на помощь окружающим.
В процессе спортивной подготовки и спортивных соревнований в целях формирования психической устойчивости применяются: внушения со стороны тренера-преподавателя, регулирование психических состояний самими занимающимися, выполнение упражнений на расслабление с глубоким дыханием, проведение успокаивающего массажа, активная разминка, применение саморегулирующей (аутогенной) тренировки с целью самоконтроля.
При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды, повышается эффективность учебного труда.
Слайд 12Умственные процессы играют большую роль в самоконтроле и саморегуляции. Это происходит
потому, что тренировки ставят перед человеком много различных задач (подбор тактики, самоконтроль, планирование), таким образом человек получает опыт их решения.
Связь умственных и физических процессов объясняется тесной связью работы центральной нервной системы и деятельностью опорно-двигательного аппарата. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы.