Презентация, доклад на тему Гигиенические требования к уроку

К числу гигиенических требований в физической культуре относятся требования, предъявляемые к местам занятий, к спортивной одежде, обуви, к индивидуальной гигиене, к нормированию физических нагрузок.Требования к местам занятий следующие :температура в спортивном зале должна быть 15-17 градусов,батареи

Слайд 1Гигиенические требования к уроку физической культуры

Гигиенические требования к уроку физической культуры

Слайд 2К числу гигиенических требований в физической культуре относятся требования, предъявляемые к

местам занятий, к спортивной одежде, обуви, к индивидуальной гигиене, к нормированию физических нагрузок.
Требования к местам занятий следующие :
температура в спортивном зале должна быть 15-17 градусов,
батареи и окна должны быть закрыты,
влажная уборка должна проводиться 2-3 раза в день,
состояние спортивных снарядов и спортивного оборудования обязано отвечать нормам техники безопасности,
освещенность зала должна соответствовать санитарно- гигиеническим нормам.
Требования по нормированию физических нагрузок на уроках физической культуры:
организовывать занятия надо с учетом состояния самочувствия учащихся,
выбирать упражнения надо с учетом возрастно- половых особенностей ,
дозировать нагрузку нужно в соответствии с подготовленностью учащихся,
осуществлять систематический медицинский и педагогический контроль за состоянием организма школьников и их физической подготовленностью.

К числу гигиенических требований в физической культуре относятся требования, предъявляемые к местам занятий, к спортивной одежде, обуви,

Слайд 3. Физическое воспитание школьника в значительной мере определяется состоянием здоровья. Поэтому

перед началом каждого учебного года школьник проходит медицинское обследование на предмет определения ограничений в уровне и интенсивности мышечной нагрузки, на основании которого он зачисляется (утверждается приказом директора школы) в одну из следующих медицинских групп. Основная: Здоровые дети (или с незначительными отклонениями в здоровье), выполняющие в полном объеме школьную программу физвоспитания и, при желании, занимающиеся дополнительно в спортивных секциях по интересам. Подготовительная: Дети с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, недостаточной физической подготовленностью, дисгармонией в физическом развитии. Занимаются в школе по программе физвоспитания с удлинением сроков завершения освоения двигательных навыков. Есть некоторые индивидуальные ограничения в занятиях в спортивных секциях. Специальная: Дети с заболеваниями преимущественно хронического течения с обратимыми (подгруппа А) или необратимыми (подгруппа Б) изменениями в организме. Для них разрабатывается специальная программа физического воспитания в соответствии с характером имеющейся патологии.
. Физическое воспитание школьника в значительной мере определяется состоянием здоровья. Поэтому перед началом каждого учебного года школьник

Слайд 4Одним из важнейших гигиенических принципов, обеспечивающих оздоровительную эффективность физического воспитания, является

оптимальный двигательный режим. Гигиенической нормой двигательной активности считается количественная ее величина, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка. Гигиеническое нормирование подразумевает объем, интенсивность, временной интервал движений, их половозрастные особенности, сроки начала учебно-тренировочной деятельности по видам спорта

Одним из важнейших гигиенических принципов, обеспечивающих оздоровительную эффективность физического воспитания, является оптимальный двигательный режим. Гигиенической нормой двигательной

Слайд 5Гигиенические требования к уроку физкультуры в школе: - рациональное структурирование урока с

оптимальной моторной плотностью (60-80 %); - оздоровительная эффективность нагрузки; - рациональное сочетание урока физкультуры с другими уроками в школьном расписании; - урок не должен быть первым в учебном расписании школьника, он должен способствовать снятию статического напряжения организма; кроме того, он должен проводиться в часы наибольшей функциональной активности в соответствии с суточным биоритмом; - урок не должен располагаться в расписании перед или после урока труда, ритмики, пения, поскольку они также предусматривают смену статической нагрузки на динамическую; - проведение занятия в специализированном помещении с оптимальным световым, тепловым режимом в специализированной одежде, способствующей закаливанию и соответствующей времени года, задачам урока;  - не следует соединять 2 урока; - двигательная нагрузка должна соответствовать половозрастным особенностям школьника, его состоянию здоровья, уровню физической подготовленности; - обязательно включать упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, желательно - для предупреждения близорукости; - скоростная нагрузка должна предшествовать силовой; - девочкам обязательны упражнения для укрепления брюшного пресса и тазового дна; - условия проведения занятия должны способствовать закаливанию, развитию двигательных качеств, обеспечивать травмобезопасность школьников.  - включение самоконтроля в урок физкультуры повышает его оздоровительную эффективность; - исключить монотонную работу, приводящую к переутомлению; - создать позитивный эмоциональный фон; - активизировать интерес к проводимым занятиям; - обеспечивать восстановительные процессы в организме школьника в ходе проведения занятия; - "пиковая" нагрузка в основной части урока должна быть кратковременной; - необходимо активизировать анаэробные процессы для повышения физической активности и устойчивости организма.
Гигиенические требования к уроку физкультуры в школе: - рациональное структурирование урока с оптимальной моторной плотностью (60-80 %);

Слайд 6Физическое воспитание школьников должно отвечать следующим гигиеническим принципам: постепенность, систематичность, комплексность,

соответствие функциональным возможностям индивидуума, то есть применение разных средств физвоспитания при условии постепенного перехода от малых нагрузок к большим, от простых упражнений к сложным, с учетом строгой систематичности занятий, проводимых по определенному плану, в сочетании со средствами закаливания, питания, восстановления на фоне благоприятных условий внешней среды.
Физическое воспитание школьников должно отвечать следующим гигиеническим принципам: постепенность, систематичность, комплексность, соответствие функциональным возможностям индивидуума, то есть

Слайд 7Структура урока
На уроке физической культуры необходимо так дозировать объем, характер и

интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление школьников не превышало легкой степени.
Гигиеническая характеристика вводной части урока. В этой части урока выполняются упражнения, повышающие работоспособность организма, его систем и органов, подготавливающие к выполнению больших физических нагрузок. Это позволяет школьникам, с одной стороны, справляться с более интенсивными физическими нагрузками, и с другой – уменьшить возможный риск их повреждающего действия на организм учащихся. Для правильного планирования и выполнения разминки важно понимание ее физиологических механизмов.
Для подготовки организма к выполнению интенсивных физических нагрузок нужно повысить функцию аэробной системы обеспечения обмена веществ. Для перехода этой системы от исходного уровня покоя к оптимальному функциональному состоянию необходимо не менее 3 мин, и поэтому для стимуляции этой функции используется 5-6-минутная физическая нагрузка на уровне, соответствующем примерно 50% МПК, при ЧСС 130-150 уд/мин. Таким образом, вводная часть урока должна включать гимнастические упражнения для всех суставов с умеренными усилиями, на растяжение, чтобы мышцы и суставы подготовить к интенсивным нагрузкам, и циклические упражнения, например бег, стимулирующие функцию аэробной системы обмена веществ, способствующие подготовке организма школьников, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к основой части занятия.

Структура урокаНа уроке физической культуры необходимо так дозировать объем, характер и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление школьников

Слайд 8Гигиеническая характеристика основной части урока. Гигиеническая задача основной части урока – повышение

функционального состояния организма школьников и их физической подготовленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого-гигиенические принципы выполнения физических упражнений:
·   на одном занятии целесообразно развивать несколько двигательных качеств, т. е. содержание занятий должно быть комплексным;
·   объем физической нагрузки, направленный на развитие конкретного физического качества, должен быть достаточным для достижения выраженного срочного и отставленного тренировочного эффектов, что определяется показателями врачебно-педагогического контроля и самоконтроля (например, по выраженности утомления);
·   физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивности воздействия на сердечно-сосудистую систему, которая оценивается по ЧСС, характеру энергообеспечения (аэробный или анаэробный);
·   физические нагрузки следует чередовать и по их направленности на развитие определенных мышечных групп.
Использование первого принципа необходимо для комплексного развития двигательных качеств школьников, так как только всесторонность, гармоничность их физической подготовленности отвечают требованию оздоровительной направленности физического воспитания.
Развитие нескольких физических качеств на одном занятии повышает их эффективность. Физические упражнения преимущественно однонаправленного функционального воздействия обладают дополнительным, но более слабым воздействием на другие двигательные качества. Например, бег на коротких отрезках способствует развитию в основном скоростных качеств, но если использовать только его, быстро наступит утомление, так как будут задействованы определенные структурно-функциональные образования.
Прыжковые упражнения, направленные в первую очередь на развитие скоростно-силовых качеств (прыгучести), позволяют разнообразить занятия и переносить акцент физиологического воздействия на другие структурно-функциональные образования организма. Это эффективное средство совершенствования скоростных качеств школьников, развития силового компонента. Длительность основной части урока должна составлять не менее 25 мин.

Гигиеническая характеристика основной части урока. Гигиеническая задача основной части урока – повышение функционального состояния организма школьников и их

Слайд 9Гигиеническая характеристика заключительной части урока. Эта часть урока очень важна, например, для

того чтобы у школьников постепенно восстановился минутный объем сердца после интенсивной мышечной деятельности: первые 3-5 мин он остается повышенным. Это обусловлено необходимостью погашения кислородного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определенной инерцией в работе сердца.
Важно помнить, что если сразу после прекращения интенсивной физической нагрузки (например, бега) человек останавливается, «мышечный насос» выключается и может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Венозная кровь не полностью возвращается в правый желудочек, а скапливается на периферии. Это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода. Кроме того, плавное снижение интенсивности нагрузки в заключительной части урока постепенно уменьшает возбуждение нервной системы, создавая условия к переключению на другую деятельность, например на умственную работу.
В заключительной части урока могут использоваться специальные упражнения, усиливающие восстановительный эффект, например, на расслабление, дыхательные. Длительность заключительной части урока составляет 3-5 мин.
Для определения достаточности физической нагрузки служит показатель моторной плотности урока, определяемый методом хронометража. Чем больше моторная плотность урока, тем выше его физиологический эффект. Например, если из 40 мин занятия физическими упражнениями проходили 25 мин, моторная плотность составит (25х100):40. Показатель более 60% считается гигиенически достаточным.

Гигиеническая характеристика заключительной части урока. Эта часть урока очень важна, например, для того чтобы у школьников постепенно восстановился

Слайд 10Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть