Слайд 1Формирование и развитие основ русской национальной системы военно – физической подготовки
войск
Слайд 2 В общей системе строительства армии и флота, воинское
обучение и физическое воспитание личного состава занимают ведущее место. Боевая выучка воинов, их морально-психологические качества, как свидетельствует опыт всех прошлых и современных войн, являются одной из важнейших составных частей боевого потенциала воюющих сторон, во многом определяют ход и исход войны.
Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. Оказали решающее влияние на системы военно - физической подготовки в русской армии.
Слайд 3Основатели системы воинского воспитания
1. Петра I,
2. П.А.
Румянцева,
3. А.В. Суворова,
4. Ф.Ф. Ушакова,
а последователями и продолжателями –
5.М.И. Кутузова,
6.П.С. Нахимова,
7.М.Д. Скобелева,
8.М.И. Драгомирова,
9. М.В. Фрунзе.
Слайд 4Петр I
(1672–1725)
Организовал 2 полка:
Семеновское
Преображенское
Эти полки сформировались из людей, различных по своему положению, они были выходцами из:
Дворян
Бояр
Купцов
Ремесленников
Крестьян
В этих полках в первое время основное внимание уделялось военным потехам (играм).
Слайд 5В ходе этих потех совершенствовалась:
Боевая выучка солдат
Развивались проворство
Ловкость
Выносливость
Сила
Быстрота
Значительное
время уделялось овладению штыковым боем, т.к поскольку в боевой обстановке часто приходилось вступать в рукопашную схватку.
Слайд 6 Фундаментом воспитательной деятельности офицера являлись:
дисциплина,
твердость его характера,
сознательное отношение к воинскому долгу,
личный пример служения Отечеству.
В воинском уставе 1698 года были закреплены принципы, следовать которым должны все: начальнику быть образцом нравственности и относиться к солдату как отцу к детям; в солдате развивать чувства воинской чести, товарищества, взаимной поддержки; в поведении нельзя допускать грубых, бескультурных поступков.
Слайд 7 Система воспитания дисцип-линированности включала такие методы, как:
разъяснение обязанностей,
личный пример начальника,
поощрения и наказания,
в том числе и телесные.
Слайд 8
Петром I разработан в 1716 «Устав воинский»
Этот
устав содержал указания для действий в военное время, требования по подготовке войск в мирное время и военно-уголовные законы. . Он являлся своего рода сводом правил в области военного дела и был проникнут главной идеей – подготовить армию для войны и исключить из ее деятельности все, что не ведет к победе в бою.
Слайд 9 В мирное время обучение Петр I разграничивает подготовку молодых
и старослужащих солдат.
Молодые солдаты обучались индивидуально, главное внимание при этом обращалось на «справную, неспешную» стрельбу, удары штыком и «захождение», т.е. перестроение, строевые упражнения
Для Старослужащих солдат вводилось обучение в целом, «яко в бою поступать», заключавшееся в отработке действий при наступлении и отступлении, при «захватывании у неприятеля фланкии и прочих воинских оборотах», т.е. при маневрировании и перестроении боевого порядка.
Слайд 10В 1718 г. была основана “Невская флотилия” - первый клуб парусного
и гребного спорта. В бесплатное пользование “хозяевам града Петра” было дано 141 судно. Эти “хозяева” со своими подданными -гребцами-матросами собирались на Неве и обучались управлять парусом, совершенствовались в искусстве гребли.
Слайд 11Фельдмаршал П.А. Румянцев
В воспитании он выделял две стороны:
моральную
физическую
В последнюю включал и военное обучение. Ему принадлежит идея выхода войск в летние лагеря для учебы, а также прикрепление к молодым солдатам старослужащих («дядек») для обучения и воспитания.
Румянцев требовал от командиров воспитывать у солдат –
инициативу, смелость и решительность.
(1725-1796)
Слайд 12Генералиссимус Суворов Александр Васильевич
(1730–1800)
Полководец Александр Суворов прошел путь от солдата до
генералиссимуса и на протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности не знал поражений. Суворов был награжден всеми орденами России за то, что под его командованием были разгромлены лучшие европейские армии. В своих трудах по военному делу «Полковое учреждение», и «Наука побеждать» он изложил взгляды на военно – физическую подготовку солдат и офицеров
Слайд 13«Наука побеждать»
Суворовская «Наука побеждать» представляет собой подробную
программу подготовки войск.
Она состоит из трех частей:
1) «Учения перед разводом (вахт-парад)»
2) «Словесного поучения».
3) «Натиск».
Это означает, что Суворов, хотя и обращается к разуму солдата, но на первое место ставит само «действие», т.е. навык. Встречающиеся в обеих частях повторения указывают на неразрывное единство. Этим и объясняется тот феномен, что любой солдат, попавший под влияние Суворова, познавал и практически, и теоретически военное дело лучше, чем в любой армии того времени.
Слайд 14Суворовские принципы:
Субординацию (подчинение, дисциплина)
Экзерцицию ( обучение, упражнение)
Чистоту
Здоровье
Бодрость
Храбрость
Победу
Слайд 15Генерал-фельдмаршал
Михаил Илларионович
Кутузов
(1745–1813)
Кутузов глубоко и детально занимался разработкой
военно-воспитательной системы, особенно в бытность директором Кадетского корпуса.
К особенностям его системы воспитания следует отнести прежде всего оптимальное сочетание профессионализма с общеобразовательной подготовкой.
Им был введен в программу обучения курс теории тактики.
Основным методом воспитания и обучения солдат и офицеров Кутузов считал убеждение и поощрение за доблестный ратный труд.
Слайд 16Адмирал
Ушаков Федор Федорович
(1745–1817)
Великий русский флотоводец, замечательный воспитатель подчиненных. Он требовал
учить матросов так, чтобы каждый знал свою должность и место, доводил свои действия методом систематических тренировок до совершенства.
Слайд 17При выходе в море в 1797 году он в специальном приказе
призвал подчиненных к строгому соблюдению воинского долга, не терпел пьянства, вел решительную борьбу с рукоприкладством и в духе суворовских традиций требовал от офицеров заботиться о матросах, обеспечивая их положенным довольствием.