Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
В Узбекистане благодаря постоянной инициативе и поддержке
со стороны президента Республики, физическая культура и спорт стали приоритетной государственной политикой. Об этом свидетельствует принятие “Закона о физической культуре и спорте” в новой редакции а также ряд важнейших правительственных постановлений направленных на дальнейшее развитие физической культуры и спорта, в том числе и футбола.
В работе представлены новые результаты исследования скоростных и скоростно-силовых качеств, а также данные объема скоростной работы, выполняемой юными футболистами во время тренировочных и официальных игр. Также определено оптимальное соотношение времени отводимого на скоростно-силовую подготовку и совершенствование других сторон подготовленности юных футболистов в годичном цикле тренировки.
Слайд 3Цель исследования
Исследования проводилось с целью определения возрастной динамики скоростных и скоростно-силовых
качеств у юных футболистов, определения динамики этих качеств в процессе годовой тренировки, а также определения эффективности методики скоростно-силовой подготовки.
Слайд 4Задачи исследования
Исследовать содержание учебно-тренировочного процесса и определить соотношение средств, направленных на
воспитание скоростно-силовых, а также других качеств у футболистов в процессе круглогодичной тренировки.
Исследовать динамику скоростно-силовых качеств у юных футболистов в годичном цикле тренировки.
Разработать комплекс эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки юных футболистов.
Экспериментально проверить эффективность методики скоростно-силовой подготовки юных футболистов в учебно-тренировочных группах спортивных школ на основе применения “ударного” метода развития скоростно-силовых качеств.
Слайд 10Выводы
Современный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к
физической подготовленности футболистов, одной из основных сторон которой является скоростные и скоростно-силовые качества. Детский и юношеский возраст – важный этап воспитания этих качеств. Анализ литературных источников показал, что юные футболисты в значительной степени уступают в скоростной и скоростно-силовой подготовке представителям других видов спорта. Одним из важнейших этапов воспитания этих качеств является 11-13 летний возраст. Исследование изменения скоростно-силовых качеств, а также объема, средств и методов, применяемых при их воспитании, позволить в значительной степени оптимизировать учебно- тренировочный процесс.
Выявлено, что в существующей практике подготовки юных футболистов 11-12 лет наибольший объем учебно-тренировочной работы направлен на воспитание общей выносливости – 45,8%; на воспитание скоростной выносливости в течении года затрачено 6,1%. Воспитанию ловкости и гибкости уделялось 21,3% времени, а силовых возможностей – 6,8% всего времени. На воспитание скорости бега затрачено 11,8% времени, а скоростно-силовых качеств –8,2%. Соотношение времени, направленного на воспитание различных физических качеств у юных футболистов в возрасте 11-12 лет и применяемого в большинстве детско- юношеских футбольных школ в значительной степени не отвечает требованиям теории и методики футбола. Наибольший объем времени возрасте необходимо уделять воспитанию ловкости, гибкость, скорости и скоростно-силовых качеств. Общую и скоростную выносливость целесообразно воспитывать в более позднем возрасте.
Скорость бега у юных футболистов 11 лет составляет 82,2% в беге на 15 м и 79% в беге на 30 м от скорости бега взрослых квалифицированных футболистов. Через год скорость бега увеличивается на 5,7 % в беге на 15 м и на 5% в беге на 30 м.
Прирост скоростно-силовых качеств находится приблизительно в следующих пределах: прыжок в длину –5,5%; тройной прыжок – 3,6%; прыжок в высоту-20,4%. Их уровень у 11-летних футболистов составлял, соответственно, 69, 8; 70,6 и 64,9%.
Средним объем скоростной работы, выполняемой во время одного учебно-тренировочного занятия, составляет 136,2 м. Вышеуказанный объем скоростной работы в учебно-тренировочных занятиях можно считать невысоким.
Анализ литературных источников, учебно-тренировочного процесса футболистов 12-13 лет, а также выявление взаимосвязи между результатами выпрыгивания и спрыгивания глубину позволяет сделать следующее заключение:
эффективным методом воспитания скоростно-силовых качеств юных футболистов является “ударный”;
при использовании “ударного” метода следует применять выпрыгивание вверх или в длину после спрыгивания с высоты 40 см;
ежедневно необходимо проводить не более двух занятий с использованием “ударного” метода;
в одном тренировочном занятии длительность упражнений с использованием “ударного” метода не должна превышать 20-25 мин;
упражнения могут носить специальный (с мячом) и неспециальный характер;
форма организации выполнения упражнений может быть поточной или круговой;
упражнения целесообразно проводить сериями (2-3), продолжительностью не более 5-8 мин, в течение каждой минуты проводить два повторения;
паузы отдыха можно заполнять жонглированием и ведением мяча в ходе пробежки.