Презентация, доклад на тему значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке

Содержание

Цель урока: изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов в слове

Слайд 1Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке
Автор:Трушкина Елена Алексеевна
учитель русского языка и

литературы
МБОУ «Криушинская СОШ»

Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языкеАвтор:Трушкина Елена Алексеевнаучитель русского языка и литературыМБОУ «Криушинская СОШ»

Слайд 2Цель урока: изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов в слове

Задачи:

практическое усвоение словообразования посредством суффикса;
знакомство с понятием уменьшительно-ласкательный суффикс ;
усвоение правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов;
определение роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи.

Цель урока: изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов  в слове

Слайд 3 Что такое

суффикс?
Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

А что такое уменьшительно- ласкательный суффикс?

Уменьшительно-ласкательный суффикс –значимая часть слова, помогающая изменить его значение для придания особого оттенка.
Что такое суффикс? Суффикс - значимая часть слова,

Слайд 4Уменьшительно-ласкательный суффикс
-ик: столик;
-чик: чемоданчик;
-ок, -ёк: кружок, огонёк;
-к- : песенка;
-оч-к-а,

-еч-к-а: тетрадочка, копеечка;
-ец, -ц-о (-ц-е), -иц-е: пальтецо, деревцо, платьице;
-еньк-а, -оньк-а: маменька, берёзонька;
-ушк-а, -юшк-а: соседушка, волюшка;
-ышк-о:солнышко, гнёздышко, зёрнышко.
Уменьшительно-ласкательный суффикс -ик: столик;-чик: чемоданчик;-ок, -ёк: кружок, огонёк; -к- : песенка;-оч-к-а, -еч-к-а: тетрадочка, копеечка; -ец, -ц-о (-ц-е),

Слайд 5ЗАМЕТКА
1.Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:           -ишк-о, -ишк-а: городишко,

человечишка, хвастунишка;           -ёнк-а, -онк-а: избёнка, шубёнка, клячонка. 2.Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:           -ищ-е, -ищ-а: домище, ручища.

3. Названия молодых животных образуются при помощи суффиксов           -ёнок (-онок): котёнок, медвежонок.
ЗАМЕТКА  1.Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:           -ишк-о, -ишк-а: городишко, человечишка, хвастунишка;           -ёнк-а, -онк-а: избёнка,

Слайд 6Задание 1.
«Назови ласково»
огурец —

огурчик; 
помидор —
помидорчик; 
горох —
горошек;
птица —
птичка;
кресло —
креслице;
морковь —
морковка;
буква —
буковка.
Задание 1. «Назови ласково»огурец —         огурчик; помидор —

Слайд 7ЗАМЕТКА
Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ек-, -ик- в безударном положении у

существительных произносятся и слышатся одинаково: [ик]. Поэтому можно допустить ошибку.

ЗАМЕТКА   Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ек-, -ик- в безударном положении у существительных произносятся и слышатся одинаково: [ик].

Слайд 8Правописание суффиксов
     1. -ик, -ек.
Чтобы различить суффиксы -ик, -ек, надо помнить, что

при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик-а, огурч-ик – огурч-ик-а, но цветоч-ек – цветоч-к-а, огонёч-ек – огонёч-к-а.
Правописание суффиксов     1. -ик, -ек.Чтобы различить суффиксы -ик, -ек, надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук,

Слайд 9Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек-, -ик- у существительных?
Измени

слово по падежам
Посмотри, выпадет ли гласный звук в суффиксе.
Если выпадет, пиши –ек-; если сохраняется, пиши -ик-.
Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек-, -ик- у существительных?Измени слово по падежамПосмотри, выпадет ли гласный

Слайд 10СКАЗКА
Жили-были суффиксы –ик, -ишк, -ищ. Жили они за

корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. –Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом.
«Домик», - писал –ик.
«Большой дом. Домище», - писал -ищ.

«Старый, дряхлый дом. Домишко», - писал –ишк.
СКАЗКА   Жили-были суффиксы –ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы.

Слайд 11 Суффиксы –ик, -ищ, -ишк были очень довольны, что сделали

всю работу и счастливые и довольные пошли домой все вместе.
Дома их ждал вкусный торт.
«Тортик!» - закричал –ик.
«Тортишко!» - промолвил –ишк.
«Тортище!» - сказал –ищ.
Суффиксы –ик, -ищ, -ишк были очень довольны, что сделали всю работу и счастливые и довольные

Слайд 12Задание 2.
Есть три домика. В каждом домике живет

один суффикс. Поселите слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик .





ГОРЛО ВРЕМЯ ДЕД БРЕВНО СКАМЕЙКА ПЕРО СЕМЯ ИМЯ ТЁТЯ ЗИМА

Задание 2.   Есть три домика. В каждом домике живет один суффикс. Поселите слова, от которых

Слайд 13Задание 3.

«Ласковое имя»
Каждый из нас любит и умеет называть себя ласково. Именно суффиксы помогают нам обращаться друг к другу с любовью, уважением, вниманием, желанием помочь. Давайте все вместе образуем из данных имен уменьшительно-ласкательную форму.
Алена… Лена… Саша…
Юля… Соня… Лида…
Ваня… Илья… Миша…
Петя… Света… Гриша…
Рома… Паша… Вова…
Коля… Аня… Оля…
Задание 3.           «Ласковое имя»   Каждый

Слайд 14Задание 4.
Вставьте пропущенные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы

думаете, почему в тексте употреблено так много слов с уменьшительно-ласкательным значением?

Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли … и … с изображением разных цветов. У окна стоял круглый … . На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала …, вся истыканная иголками, словно ощетинившийся … .

столик; маленькие креслица; коврики и картинки; ежик; подушечка.
Задание 4.  Вставьте пропущенные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете, почему в тексте употреблено так

Слайд 15

Задание 5.
Какая часть слова поможет нам образовать новые слова с корнем -мыш- : мышка, мышонок, мышоночек, мышата, мышиный?
Определите оттенок суффиксов.
1. Мышь, как мышь, сама с вершок, влезла на мешок (мышка шустрая, проворная). Оттенок - суффикс -к-.
2. Шепчет мышь: "Ты всё шуршишь, не спишь!" (видно, что мышонок не просто маленький, он играет, балуется. Вот какой оттенок у суффикса -онок-).
3. Увидев кошку за домом у ёлочек, сжался наш бедный мышоночек (он испугался, сжался, стал малюсеньким, чтобы его не заметила
кошка. Здесь нам помогли суффиксы 
-оноч- и -ек-).
Задание 5.Какая

Слайд 16 Задание

6.
Давайте отыщем в первом стихотворении существительные с суффиксами, которые помогают сделать это стихотворение выразительным, интересным, называют слова ласково.

За окном ветерок Веселится: то попрыгает, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно жёлтые мышки от кошки.
Задание 6.  Давайте отыщем в первом

Слайд 17Правописание суффиксов
2. -ок, -ек.
После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется -ок: бережок, волчок,

петушок, сапожок.
Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.
Правописание суффиксов2. -ок, -ек.После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется -ок: бережок, волчок, петушок, сапожок. Суффикс -ек после шипящих пишется в

Слайд 18Правописание суффиксов
3. -чик, -щик.
После согласных суффиксы -щик и -чик в произношении трудно различаются.

Нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик, если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик, После других согласных пишется -щик: наборщик, каменщик, пальщик.
Правописание суффиксов3. -чик, -щик.После согласных суффиксы   -щик и -чик в произношении трудно различаются. Нужно помнить, что в существительных, которые

Слайд 19Задание 7.

ЗАГАДКА
Встает на заре,  Поет во дворе.  На голове гребешок.  Кто же он?  (Петушок) 

ЗАГАДКА
Осенью был в луже сапожок,
Зимой же вместо луж…?
(Снежок)

Задание 7.             ЗАГАДКА  Встает

Слайд 20Задание 8.
1) Образуйте слова с суффиксами –онок- -ёнок- со значением “детёныш”

от слов :
лиса, ёж, медведь, человек, свинья, собака, лошадь, заяц, морж
Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?
2) Образуйте слова с суффиксами –ушч- - к- -чик- -ик- -еньк- от слов:
карман, девочка, мыло, шея, рука, стол, стул
Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?

Задание 8.1) Образуйте слова с суффиксами –онок- -ёнок- со значением “детёныш” от слов :лиса, ёж, медведь, человек,

Слайд 21УЧИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!!!

УЧИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть