Слайд 1Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке
Автор:Трушкина Елена Алексеевна
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Криушинская СОШ»
Слайд 2Цель урока:
изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов
в слове
Задачи:
практическое усвоение словообразования посредством суффикса;
знакомство с понятием уменьшительно-ласкательный суффикс ;
усвоение правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов;
определение роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи.
суффикс?
Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
А что такое уменьшительно- ласкательный суффикс?
Уменьшительно-ласкательный суффикс –значимая часть слова, помогающая изменить его значение для придания особого оттенка.
Слайд 4Уменьшительно-ласкательный суффикс
-ик: столик;
-чик: чемоданчик;
-ок, -ёк: кружок, огонёк;
-к- : песенка;
-оч-к-а,
-еч-к-а: тетрадочка, копеечка;
-ец, -ц-о (-ц-е), -иц-е: пальтецо, деревцо, платьице;
-еньк-а, -оньк-а: маменька, берёзонька;
-ушк-а, -юшк-а: соседушка, волюшка;
-ышк-о:солнышко, гнёздышко, зёрнышко.
Слайд 5ЗАМЕТКА
1.Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ишк-о, -ишк-а: городишко,
человечишка, хвастунишка;
-ёнк-а, -онк-а: избёнка, шубёнка, клячонка.
2.Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ищ-е, -ищ-а: домище, ручища.
3. Названия молодых животных образуются при помощи суффиксов
-ёнок (-онок): котёнок, медвежонок.
Слайд 6Задание 1.
«Назови ласково»
огурец —
огурчик;
помидор —
помидорчик;
горох —
горошек;
птица —
птичка;
кресло —
креслице;
морковь —
морковка;
буква —
буковка.
Слайд 7ЗАМЕТКА
Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ек-, -ик- в безударном положении у
существительных произносятся и слышатся одинаково: [ик]. Поэтому можно допустить ошибку.
Слайд 8Правописание суффиксов
1. -ик, -ек.
Чтобы различить суффиксы -ик, -ек, надо помнить, что
при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик-а, огурч-ик – огурч-ик-а, но цветоч-ек – цветоч-к-а, огонёч-ек – огонёч-к-а.
Слайд 9Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек-, -ик- у существительных?
Измени
слово по падежам
Посмотри, выпадет ли гласный звук в суффиксе.
Если выпадет, пиши –ек-; если сохраняется, пиши -ик-.
Слайд 10СКАЗКА
Жили-были суффиксы –ик, -ишк, -ищ. Жили они за
корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. –Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом.
«Домик», - писал –ик.
«Большой дом. Домище», - писал -ищ.
«Старый, дряхлый дом. Домишко», - писал –ишк.
Слайд 11 Суффиксы –ик, -ищ, -ишк были очень довольны, что сделали
всю работу и счастливые и довольные пошли домой все вместе.
Дома их ждал вкусный торт.
«Тортик!» - закричал –ик.
«Тортишко!» - промолвил –ишк.
«Тортище!» - сказал –ищ.
Слайд 12Задание 2.
Есть три домика. В каждом домике живет
один суффикс. Поселите слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик .
ГОРЛО ВРЕМЯ ДЕД БРЕВНО СКАМЕЙКА ПЕРО СЕМЯ ИМЯ ТЁТЯ ЗИМА
«Ласковое имя»
Каждый из нас любит и умеет называть себя ласково. Именно суффиксы помогают нам обращаться друг к другу с любовью, уважением, вниманием, желанием помочь. Давайте все вместе образуем из данных имен уменьшительно-ласкательную форму.
Алена… Лена… Саша…
Юля… Соня… Лида…
Ваня… Илья… Миша…
Петя… Света… Гриша…
Рома… Паша… Вова…
Коля… Аня… Оля…
Слайд 14Задание 4.
Вставьте пропущенные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы
думаете, почему в тексте употреблено так много слов с уменьшительно-ласкательным значением?
Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли … и … с изображением разных цветов. У окна стоял круглый … . На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала …, вся истыканная иголками, словно ощетинившийся … .
столик; маленькие креслица; коврики и картинки; ежик; подушечка.
Задание 5.
Какая часть слова поможет нам образовать новые слова с корнем -мыш- : мышка, мышонок, мышоночек, мышата, мышиный?
Определите оттенок суффиксов.
1. Мышь, как мышь, сама с вершок, влезла на мешок (мышка шустрая, проворная). Оттенок - суффикс -к-.
2. Шепчет мышь: "Ты всё шуршишь, не спишь!" (видно, что мышонок не просто маленький, он играет, балуется. Вот какой оттенок у суффикса -онок-).
3. Увидев кошку за домом у ёлочек, сжался наш бедный мышоночек (он испугался, сжался, стал малюсеньким, чтобы его не заметила
кошка. Здесь нам помогли суффиксы
-оноч- и -ек-).
6.
Давайте отыщем в первом стихотворении существительные с суффиксами, которые помогают сделать это стихотворение выразительным, интересным, называют слова ласково.
За окном ветерок
Веселится: то попрыгает, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки.
Слайд 17Правописание суффиксов
2. -ок, -ек.
После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется -ок: бережок, волчок,
петушок, сапожок.
Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.
Слайд 18Правописание суффиксов
3. -чик, -щик.
После согласных суффиксы -щик и -чик в произношении трудно различаются.
Нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик, если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик, После других согласных пишется -щик: наборщик, каменщик, пальщик.
ЗАГАДКА
Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок)
ЗАГАДКА
Осенью был в луже сапожок,
Зимой же вместо луж…?
(Снежок)
Слайд 20Задание 8.
1) Образуйте слова с суффиксами –онок- -ёнок- со значением “детёныш”
от слов :
лиса, ёж, медведь, человек, свинья, собака, лошадь, заяц, морж
Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?
2) Образуйте слова с суффиксами –ушч- - к- -чик- -ик- -еньк- от слов:
карман, девочка, мыло, шея, рука, стол, стул
Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?