Презентация, доклад на тему Задание 23 ЕГЭ по русскому языку

Задание 23 ЕГЭ по русскому языкуСредства связи предложений в тексте:Лексические:Лексический повтор (повтор слов, однокоренные слова) — это повтор слова или выражения или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяющий сохранить единство темы.  Пример: В

Слайд 1Материал по книге
С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина

Средства связи предложений в

тексте

Материал по книге С.В. Драбкиной и Д.И. СубботинаСредства связи предложений в тексте

Слайд 2Задание 23 ЕГЭ по русскому языку
Средства связи предложений в тексте:
Лексические:
Лексический повтор

(повтор слов, однокоренные слова) — это повтор слова или выражения или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяющий сохранить единство темы.  Пример: В борьбе с инфекцией организм вырабатывает различные антитела, которые уничтожают бактерии и разрушают выделяемые ими токсины. Антитела образуются преимущественно в лимфатических узлах и селезенке.
Синонимическая замена — это замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом.  Пример: Великий русский ученый И. И. Мечников первый открыл, что белые кровяные тельца захватывают попадающие в кровь инородные для организма вещества, в том числе бактерии, и переваривают их. Такие лейкоциты Мечников назвал фагоцитами.
Задание 23 ЕГЭ по русскому языкуСредства связи предложений в тексте:Лексические:Лексический повтор (повтор слов, однокоренные слова) — это

Слайд 3Использование антонимов.  Пример: Поэтому новорожденные и дети первого года жизни устойчивы (иммунны) ко многим инфекциям.

Но пассивный иммунитет менее стоек, чем активный.
Родовидовые слова, т.е. слова, связанные гиперо-гипонимическими отношениями: род — вид, род — как более широкое понятие, вид — как более узкое.  Пример: Различают иммунитет видовой и приобретенный. Видовой иммунитет составляет свойство данного вида животных и передается по наследству.
Употребление слов одной тематической группы.  Пример: Так, собаки никогда не болеют корью и другими инфекциями, наблюдающимися у человека. Однако птицы, при обычных условиях не заболевающие сибирской язвой, могут заболеть ею при ослаблении организма в результате охлаждения, голодания и других причин. (Тематическая группа - животные)
Использование антонимов.  Пример: Поэтому новорожденные и дети первого года жизни устойчивы (иммунны) ко многим инфекциям. Но пассивный иммунитет менее стоек, чем

Слайд 4Грамматические:
Единство видовременных форм — употребление глаголов одного вида и времени. В

описании — несовершенного вида, в повествовании — совершенного, в рассуждении — оба вида.
Местоименная замена — замена существительных или других частей речи местоимениями. Местоимение может быть средством связи двух предложений, а также группы предложений. Оно может даже заменять целое предложение.
Использование союзов, частиц, вводных слов.
Наречия со значением времени и пространства — позволяют уточнить временную и пространственную характеристику текста.
В текстах, особенно научных, встречаются целые предложения, цель которых — связать части текста. Их называют «предложения-скрепы».  Пример: Перейдем к следующему пункту нашего плана. Об этом говорится выше.
Вопросно-ответная форма — автор задает вопрос, и сам на него отвечает.
Цепная(последовательная) связь предложений - первое связано со вторым, второе с третьим и т.д.  Параллельная связь предложений - все предложения связаны с первым.
Грамматические:Единство видовременных форм — употребление глаголов одного вида и времени. В описании — несовершенного вида, в повествовании

Слайд 5Среди предложений 27−34 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи

лексического повтора и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.  (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:  (28)— И этому научу вас!  (29)Слушатели задохнулись от смеха.  (30)«Всё погибло!» — подумал я с отчаянием.  (31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:  (33)— Раскрыть любой устав на любом месте!  (34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек.
Среди предложений 27−34 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстного синонима. Напишите

Слайд 6Среди предложений 27−35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи

притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.  (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... (ЗО)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.  (32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки.
Среди предложений 27−35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

Слайд 7Среди предложений 3–10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью

лексического повтора. Напишите номер этого предложения.  (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4)Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (б)Почему? (7)Кто виноват?  (8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении человека. (10)Надо сделать человека высшей ценностью.
Среди предложений 3–10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 

Слайд 8Среди предложений 1−5 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с

помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.  (1)3а несколько дней до войны Академия архитектуры в Москве решила реставрировать редкие и наиболее ценные издания своей библиотеки. (2)Огромные тома Витрувия или Палладио, источенные червями или обветшавшие от времени, требовали тончайшего мастерства переплётчика, который должен был вернуть им первоначальный вид. (З)Такие золотые руки нашлись в Москве. (4)Это был старый переплётчик Эльяшев, родом из Николаева, человек, тонко чувствовавший эпоху, бескорыстно влюблённый в своё дело, виртуозный переплётчик и футлярщик. (5)Его пригласили в библиотеку Академии архитектуры, и Эльяшев реставрировал там или, вернее, воссоздал ряд замечательных книг, так что даже самый опытный взгляд не обнаружил бы изъянов. 
Среди предложений 1−5 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью личного местоимения. Напишите номер этого

Слайд 9Среди предложений 7−15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи

личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья.  
Среди предложений 7−15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

Слайд 10Среди предложений 18−23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

личного местоимения. Напишите номер этого предложения.  (18)Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.  (21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них — хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия.
 
Среди предложений 18−23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

Слайд 11Среди предложений 1−5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

лексического повтора. Напишите номер этого предложения.  (1)Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач, то часто профессиональное мастерство, знания, опыт противопоставляются нравственным качествам: чуткости, простоте, общительности. (2)Кто-то резонно говорит, что врач не священник, что его дело — грамотно лечить, а не утешать. (З)Другие возражают: физическое здоровье человека неразрывно связано со здоровьем душевным. (4) Добрым словом, сочувствием, отзывчивостью можно добиться большего, чем самыми эффективными лекарственными препаратами.  (5)17 июня два выпускника медицинской академии, Кирилл Максимов и Артём Беляков, одетые в строгие костюмы, торопливо шагали по улице, боясь опоздать на торжественное вручение дипломов.
Среди предложений 1−5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 

Слайд 12Среди предложений 13−19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи

личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.  (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», — разводят руками издатели.  (16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст. 
Среди предложений 13−19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренных слов. Напишите

Слайд 13Среди предложений 43−48 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи

союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.  (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок...  (44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей — малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (48)Так что шагай, человече...
Среди предложений 43−48 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть