Слайд 1Язык художественной литературы
Фрагмент урока.
Слайд 2Особенности научного стиля
ЦЕЛЬ: сообщение научных сведений
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: официальность, отвлеченность и
обобщённость, точность, строгая логичность, объективность, наличие терминов и сложных синтаксических конструкций.
ЖАНРЫ: реферат, доклад, лекция и др.
Слайд 3Особенности официально-делового стиля
ЦЕЛЬ: информация
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: официальность, объективность, точность, однозначность, лаконичность,
наличие официально-деловой лексики и стандартизированных оборотов речи
ЖАНРЫ: закон, указ, кодекс, расписка, объявление и др.
Слайд 4Особенности публицистического стиля
ЦЕЛЬ: воздействие на аудиторию через СМИ.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: информативность, логичность,
образность, эмоциональность, наличие общественно-политической и морально-этической лексики, торжественных слов и фразеологизмов.
ЖАНРЫ: репортаж, судебная речь, статья, фельетон и т.д.
Слайд 5ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЦЕЛЬ: эмоционально-эстетическое воздействие на мысли и чувства читателей и
слушателей.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: образность, эмоциональность, наличие ТРОПОВ ( эпитет, , метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, символ, гротеск. ирония), СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР (антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, сравнение, оксюморон, градация, анафора и др.) и ПОЭТИЗМОВ ( уста, очи и др.).
Слайд 6Язык художественной литературы. ЖАНРЫ.
ПРОЗАИЧЕСКИЕ: рассказ, новелла, повесть, роман, эссе и др.
ЛИРИЧЕСКИЕ:
басня, стихотворение, ода, поэма, баллада и др.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ: трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама и др.
Слайд 7СТИЛИ РЕЧИ. СХЕМА.
Розовый кружок в центре – нейтральный стиль(50 – 75%
текста)
Серый кружок – официально –деловой
Бордовый – научный
Оранжевый – разговорный
Зелёный – публицистический
Звезда – диалекты, месяц – просторечие
Цилиндр – жаргоны, квадратик– арго
Зачёркнутый кружок - сленг
Жёлтый фон – язык художественной литературы (все названные стили +диалекты, просторечие, жаргоны, арго, сленг)
Слайд 9УПР.13 СТР.32(Девятова)
К следующим поэтизмам подберите синонимы нейтрального стиля.
лазурь, ложе, чело, уста,
перст, взор, лобзания, грёзы, внимать, молить, постигать, сень, отверстый.
Слайд 10Упр.14 (там же)
Определите стилевую принадлежность (язык художественной литературы, нейтральный, научный и
публицистический стили) следующих тропов
Солнечное сплетение, рентген позвоночника, горный хребет. Гусеница трактора, тяжёлое горе, горькое разочарование. Вздох камыша, роптанье ветра, стон метели. Горизонты ожидания, пути развития, театр военных действий.
Слайд 11УПР.24 стр.30-319(Дейкина)
Перед вами стихи Беллы Ахмадулиной. Прочитайте их.
Мне родина – Москва,
мне горько удаленье
От дома, от родной чужбины пустяков.
Покинутость детей и дружб разъединенье, и одиночеств скит – вот родина стихов.
Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным, в угодия твои, четырехтомный Даль, отчизны языка всеведущий спаситель, прощенье ниспошли и утешенье дай…
Слайд 12Выполните задания:
1. Объясните значение слов скит, угодия, всеведущий, ниспослать. Какова стилистическая
окраска слов всеведущий, ниспослать?
2. В чём особенность словосочетания родная чужбина? Как называется такой стилистический приём? Приведите примеры подобных словосочетаний.
3. Докажите, что это художественный текст.
Слайд 13Домашнее задание
Упр. 25 стр31 (Дейкина).
Докажите, что перед нами художественные тексты.
Слайд 14Спасибо за внимание!
Всего доброго!