Слайд 1Влияние СМИ и Интернета на речь школьников
Слайд 2Объект исследования – СМИ и материалы сайтов
Предмет исследования – слова и
выражения, используемые в СМИ и Интернете и допускаемые там ошибки
Исследуемая работа – снижение грамотности
Проблемный вопрос: «Почему происходит снижение грамотности и культуры речи
Слайд 3Гипотеза: Использование особых языковых средств при общении в интернете негативно сказывается
на речи учащихся, снижает культуру общения между подростками
Слайд 4Цели исследования:
определить, действительно ли влияние СМИ и интернета отрицательно сказывается
на нашей речи и ведёт к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной.
выявление факторов отрицательного влияния СМИ и социальных сетей на речь
Слайд 5Задачи исследования:
Просмотреть источники СМИ, которые нарушают нормы русского языка
Посетить различные
сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы
Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов,
выяснить причины снижения грамотности среди подростков,
показать негативное влияние СМИ и интернета на культуру речи школьников,
привлечь внимание школьников к проблеме культуры речи и грамотности.
Слайд 6 Актуальность данного исследования заключается в том,
что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей.
Слайд 7Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом
не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка. "Берегите наш прекрасный язык", - писал великий русский писатель И.С. Тургенев. Эти строчки могут стать девизом для нашего поколения, так как родной язык - это достояние страны, изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить его - наша главная наша задача.
Слайд 8Методы исследования:
сбор и анализ информации
классификация ошибок в правописании
анализ
причин допущенных ошибок
социальный опрос
анкетирование
Слайд 9Культура речи и грамотность в наши дни
Слайд 11Влияние СМИ на уровень грамотности населения
Слайд 14Газета "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ
"Ирина Понаровская займется рекламой ЧУЛКОВ (норма требует: чулок)
"Московский комсомолец, 14
марта 2008 г, заголовок редакционной заметки
Газета"ИЗВЕСТИЯ"
«Юрий Фокин скоро сменит Анатолия Адамишина во главе посольства в ВЕЛКИ-КОБРИТАНИИ» (орфографическая ошибка)
Слайд 15Павел ГУСЕВ, главный редактор газеты «Московский комсомолец»
" Сегодня поздравить всех женщин
с Восьмым МАРТОМ (грубое нарушение литературной нормы; распространено в просторечии, надо: с Восьмым Марта)
Борис НОТКИН, телеведущий
Цитируем: "Московские новости, КОТОРОЕ ДАЛО…" (неправильное согласование)
МТК, программа "Лицом к городу, 4 марта
Слайд 20Исследование интернет-источников
Анонимность пользователя
Слайд 27Анализ исследований
Анализ опроса
На вопрос "При общении в Контакте (VK) использование какой
речи вам нравится больше?" практически все участники опроса назвали "сленг«
Вывод: Почти все молодые пользователи общаются вKонтакте, используя сленг. Причем употребляют его постоянно, так как такая речь им нравится.
Слайд 28На второй вопрос "Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный
из Интернета?" 35 человек из 50 отвечают, что используют в своей устной речи сленговые выражения и лишь 15 человек написали, о том, что не употребляют сленг, так как привыкли к обычной речи.
Вывод: Интернет - сленг активно приживается в речи подростков.
Слайд 29На третий вопрос "Чем вы займётесь в свободное время - чтением
книги или общением в Контакте?" почти все участники ответили, что они будут общаться вКонтакте.
Вывод: Интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.
Слайд 30Анализ анкет учащихся
На вопрос "Общаешься ли ты в Интернете?"
Слайд 31Проанализировав ответы учеников на вопрос "Используешь ли ты при общении сленг?", мы сделали вывод
о том, что сленг ребята используют в своей речи довольно-таки часто.
Слайд 32Вот примеры вариантов ответов на вопрос "Напиши, какие слова ты чаще всего
изменяешь при общении в Интернете и почему?"
сёня, седня - сегодня плз - пожалуйста
щас - сейчас прива! =), хай, при, прив, привки - привет
чё? - что делаешь, что говоришь ок - хорошо
норм - нормально здаров, даров, дарофф - здравствуй
ахах - смех чмоки-чмоки - целую
пасибки, спс, пасиб - спасибо супер - здорово
дз, домаха - домашнее задание плз - пожалуйста
комп - компьютер контр, конроха - контрольная работа
родаки, предки - родители уры - уроки
Среди причин использования замены, искажения слов опрашиваемые отмечали следующие: "так короче", "так прикольно", "быстрее печатать", "для друзей vip".
Слайд 33% опрашиваемых на вопрос "Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов
в Интернете на твою практическую грамотность?
Слайд 34Анализ ошибок, допускаемых в Интернет-общении
Сокращения (привет-при)
Звукоподражания (Ммм.; Бугага!; Хахахаха)
Написание слов по
произношению (нормально – намана)
Отсутствие пунктуации (гак ты)
Использование смайлов вместо знаков препинания (прива! =)
Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча мы с тобой)
Неверное написание - Тся и - ться в глаголах ("Мне нравитЬся Вася", "Нужно долго старатся")
Опечатки (Полько (только); учудщает (ухудшает); доспуп (доступ);
Слайд 35Отношение Интернет-пользователей к проблеме грамотности
"Ваше мнение по этому поводу: снижают ли
грамотность форумы, чаты, аськи и прочее?«
"Однозначно да. При общении в форуме, аське и т.д. используются различные словечки, жаргонизмы, некоторые слова умышленно коверкаются. К этому делу быстренько привыкаешь, а потом уже не замечаешь, как и в повседневной жизни используешь эти словечки…"
Слайд 36На другом сайте был задан вопрос: "Сейчас в блогах, форумах постоянно
видишь слова, написанные с ошибками. Причем многие из них сделаны явно специально. Как вы к этому относитесь?"
Слайд 37Влияние сленга на лексику современного подростка
1. Положительные стороны интернет-общения
Подросткам нравится использовать
Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.
Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и в VK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.
Слайд 382. Отрицательные стороны интернет-общения.
Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими
устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).
Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни. В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.
Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.
Слайд 39VIII. Заключение
Наше исследование показало, что уровень грамотности и культуры речи неизбежно
падает, и способствует этой тенденции множество факторов: СМИ, Интернет, средства коммуникации, семья, образование, друзья, реклама.
Слайд 40На примере учащихся школы мы увидели, что
учащиеся не следят за правильностью
написания слов в чатах,
используют различного рода сокращения и жаргон
пишут слова так, как слышат
спокойно общаются с теми, от кого приходят безграмотные сообщения
не видят в нарушении норм культуры речи ничего страшного
Слайд 41Вывод: наша гипотеза о том, что средства массовой информации и коммуникации снижают
уровень грамотности и культуры речи, была верна.
Наша с Вами грамотность и культура речи зависит от нас самих, мы должны сами захотеть быть образованными, грамотными, культурными, желающими прикоснуться к прекрасному. Ведь наш язык это полностью нам позволяет, мало где в мире вы найдете такой богатый, великий и могучий язык, на котором Вы можете передать словами весь спектр чувств.