Слайд 1Употребление союзов
в простых и сложных предложениях.
.
Слайд 21. Морфологическая разминка.
Из-под, потому что, чтобы,
зато, в, когда, как будто,
или, на,
так как, также, но,
из, на, и, вследствие, да,
из-за.
Слайд 3 Из-под, потому что, чтобы, зато, в, когда, как будто, или,
на, так как, также, но, из, на, и, вследствие, да,
из-за.
Слайд 5 ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи -
это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
Слайд 6Употребление союзов в простых и сложных предложениях.
Слайд 81) повторить все, что…
2) учиться различать…
3) учиться правильно … в речи,
Конструировать
предложения по схемам.
Слайд 9 Цель: познакомиться с особенностями употребления союзов в простых и
сложных предложениях;
развивать умение определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его.
Слайд 11Задание: восстановите в данном тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной
живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник индивидуально передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака. Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Слайд 121.Сугроб оседает и через валежник на солнце глядит удивлённый подснежник.
2. Солнышко
ярко светит и улыбчиво смотрит с ясного небосвода.
3. Идёт весна по полям и гонит тучи с ясного неба и тёплым ветром дышит на реку и солнечным и лучами согревает землю.
Слайд 131.Сугроб оседает, и через валежник на солнце глядит удивлённый подснежник.
2. Солнышко
ярко светит и улыбчиво смотрит с ясного небосвода.
3. Идёт весна по полям, и гонит тучи с ясного неба, и тёплым ветром дышит на реку, и солнечным и лучами согревает землю.
Союз и
Соединяет части соединяет однородные
ССП члены предложения
повторяется не повторяется
Ставится ставится не ставится
запятая запятая запятая
[ ] , и [ ]. [ и , и ,и ]. [ и ].
Слайд 151. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны.
2. Хотя
еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата.
5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
Слайд 17Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными
предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
3.Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
Слайд 181. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному
краю.
2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.
3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
Слайд 20Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою
учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Слайд 21Д/з:
1) провести наблюдение за текстами публицистического, художественного, научного и разговорного
стилей и поделиться своими предположениями о стилистических свойствах союзов.
2) Написать сочинение , которое можно начать словами: «Глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели»…»
Слайд 22 Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.
Что напишешь пером,
не вырубишь топором.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
Смелый находит то, что робкий теряет.
Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
Где труд, там и счастье.
Чтобы много знать, надо любить книгу.
Ласковое слово, что весенний день.
Калач тем и хорош, что горяч.
Человек без друзей ,что дерево без корней.