Презентация, доклад на тему Творческая мастерская по новелле И.А.Бунина Красавица

Содержание

Задачи творческой мастерскойИспользуя текст рассказа И.А.Бунина «Красавица»,смоделировать ситуацию работы в творческой мастерской.Выявить креативные способности учащихся, направить на творческую деятельность, развивать интерес к художественному слову, «чувство фразы».Мотивировать духовное, морально-этическое, речевое развитие личности, обеспечить диалогическое общение.Формировать компетентную личность

Слайд 1Урок русской литературы в 11 классе
Творческая мастерская
по рассказу
И.А. Бунина

«Красавица»
Урок русской литературы  в 11 классеТворческая мастерская по рассказу И.А. Бунина «Красавица»

Слайд 2Задачи творческой мастерской
Используя текст рассказа И.А.Бунина «Красавица»,смоделировать ситуацию работы в творческой

мастерской.
Выявить креативные способности учащихся, направить на творческую деятельность, развивать интерес к художественному слову, «чувство фразы».
Мотивировать духовное, морально-этическое, речевое развитие личности, обеспечить диалогическое общение.
Формировать компетентную личность , способную реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Воспитывать сострадание, милосердие, доброту, эмоциональную отзывчивость, способствовать
становлению духовного мира человека.
Задачи творческой мастерскойИспользуя текст рассказа И.А.Бунина «Красавица»,смоделировать ситуацию работы в творческой мастерской.Выявить креативные способности учащихся, направить на

Слайд 3Модель – творческая мастерская нравственных ориентаций
Технологический паспорт

мастерской
Технологии: интеграционная, интерактивная, ИКТ, кооперативная и компаративная деятельность.
Приёмы: вернисаж предметов, веретено вопросов, «закончи фразу», «фантастическая добавка», «двойной дневник»,КСУ.
«Шкатулка ожиданий» ( каждый записывает ожидания от урока, а затем озвучивает их), стратегия «кластер».
Методы: исследование и целостный литературоведческий анализ художественного текста, «микрофон», лабораторная работа, лексический практикум, создание эссе,
кеннингов, эксперимент.
Модель – творческая мастерская нравственных ориентаций    Технологический паспорт мастерскойТехнологии: интеграционная, интерактивная, ИКТ, кооперативная и

Слайд 4Этапы мастерской
мотивационный (предъявление индуктора –
побудителя познавательной деятельности)

создание творческого
продукта,
социализация
(предъявление


или афиширование
продукта творческой
деятельности)

промежуточная рефлексия и
самокоррекция деятельности,
формирование информационного запроса

новая информация и её обработка,
корректировка творческого продукта

социализация (реклама результатов собственного творчества) ;
общая рефлексия.

Этапы мастерскоймотивационный (предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности)создание творческого продукта,социализация (предъявление или афиширование продукта творческой деятельности) промежуточная

Слайд 6I. Мотивационный этап
Предъявление индуктора (на фоне музыки). Приглашаю вас на вернисаж.

Перед вами предметы. Какой темой мы можем их объединить?
Бархатцы , рушник, сердце, солнце, яблоня, вишня, хлеб, ладони.
2. Почему выбраны именно эти предметы? ( Их объединяют слова «мама», «память», «любовь»). Просмотр видеоклипа «Есть у каждого свой ангел…». Каким словом мы можем дополнить словесный и визуальный ряд? Можем ли мы в один ряд поставить слова «мама», «красавица», «ангел»?
3. «Красота спасёт мир», - так однажды сказал великий классик. Изучая рассказ И.А.Бунина «Красавица», мы поговорим о красоте и духовности, чёрствости и бессердечии, милосердии как высшем проявлении красоты человеческой души и о низости , равнодушии -крайнем проявлении душевной подлости.
4. Что вы записали в «шкатулку ожиданий»?

I. Мотивационный этапПредъявление индуктора (на фоне музыки). Приглашаю вас на вернисаж. Перед вами предметы. Какой темой мы

Слайд 7 Индуктор: красота и бессердечность.

концепт: красавица (мама и мачеха). Проблемный вопрос: на самом ли деле «красота спасёт мир»? Что имел в виду Ф.М.Достоевский?

II. Создание творческого продукта.
1. Докажите, что слова «мать», «женщина», «любовь», «жизнь», «красота» могут быть контекстуальными синонимами. Составьте кеннинги со словом «красота».
2. Напишите эссе или легенду о красоте человеческой
души, используя придуманные вами кеннинги, ассоциации.
3. Социализация. Презентация учащимися творческого продукта:
устные ответы учащихся, зачитывание ассоциаций и кеннингов;
презентация эссе.

Индуктор:   красота и бессердечность.

Слайд 8Промежуточная рефлексия. Формирование информационного запроса.
В каких видах

искусства воплотился образ красавицы? Интерактивный приём «Мозговой штурм» (литература, живопись, музыка, скульптура, унт, иконопись, кинематограф).
Промежуточная рефлексия.  Формирование информационного запроса.    В каких видах искусства воплотился образ красавицы? Интерактивный

Слайд 9А какой вы представили красавицу?
На

листе бумаги каждый ученик записывает слово «красавица». Затем подбирает к нему «ёлочку ассоциаций» и записывает их. Все ассоциации каждым учеником зачитываются вслух. Ученикам предлагается сделать цветограмму образа «красавица» (изобразить с помощью красок цветовыми пятнами: выбрать те цвета, которые, по мнению каждого, соответствуют этому образу).
Социализация. Афиширование продукта деятельности. Ряд рисунков помещается на доску. Какой образ красавицы у нас получился?

А какой вы представили красавицу?      На листе бумаги каждый ученик записывает слово

Слайд 10Лабораторная работа Тема. Комплексный литературоведческий анализ текста рассказа И.А.Бунина «Красавица».
Цели и задачи:
познакомиться

(с содержанием рассказа, партитурой произведения, художественно-
образной структурой);
исследовать (смысл названия произведения рассказа, его проблематику, идейно-образный , фоновый уровень);
проанализировать (представления о красоте человека, сущность понятия «внутренняя красота»);
сопоставить (внутреннюю и внешнюю красоту человека);
выявить собственную позицию (Может ли злой, недобрый человек быть красивым? В чём сила истинной красоты?)

Лабораторная работа Тема. Комплексный литературоведческий анализ текста рассказа И.А.Бунина «Красавица».Цели и задачи:познакомиться (с содержанием рассказа, партитурой произведения,

Слайд 11Вступительное слово учителя, знакомство с теоретическим материалом

Рассказ “Красавица” - одна из 38 новелл цикла “Темные аллеи”. Книга о любви… Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. “Дух проникает в плоть и облагораживает его”, “Там, где я стою, не может быть грязно”, - говорит Любовь устами автора. Новелла “Красавица” написана 28 сентября 1940 года. Писателю было 70 лет. Он уже прошел через многое, испытал и увидел еще больше, опытный и мудрый человек, признанный миром художник. И вдруг рассказ из 5 абзацев… Казалось бы, простой сюжет. Вдовый пожилой чиновник взял в жены молоденькую красавицу, которая невзлюбила его семилетнего сына от первого брака и вытеснила его сначала из спальни в гостиную, затем - с дивана на пол, а мальчик смирился…
Вступительное слово учителя, знакомство с теоретическим материалом     Рассказ “Красавица” - одна из 38

Слайд 12“Что же там исследовать?” – спросите вы.

Мудрость писателя и незамысловатость сюжета дают нам стимул для глубокого анализа рассказа. Ну не мог И. А. Бунин рассказать только об этом. Этот рассказ – айсберг. А у айсберга большая часть скрыта под водой. И мы с вами начинаем “погружение” в произведение. Почему “Красавица”? Ведь рассказ вовсе не о ней! В пяти абзацах этому герою уделено меньше всего внимания: всего 4 предложения! Чиновнику-отцу и того больше – 5, а вся остальная часть произведения рассказывает о мальчике. Именно он поставлен в центр повествования, и правомернее было бы дать новелле название – “Мальчик”. Случайность или непродуманность? Конечно же, нет. В чём скрыт тайный замысел автора?
“Что же там исследовать?” – спросите вы.      Мудрость писателя и незамысловатость сюжета

Слайд 13Работа в группах
I этап. Выразительное чтение новеллы. Работа с 1-м абзацем.

Задание:
прочитать, выписать все слова и выражения, описывающие красавицу;
на основе собственных слов ассоциативного ряда и выписанных слов из текста дать своё представление о красавице (2-3 предложения);
Прочитать словарную статью к слову «красивый» из словаря С.И.Ожегова. В каком значении автор употребил слово «красавица»? (привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный). Таит ли слово «красавица» конфликт?
В чём состоит горькая ирония автора?

Работа в группахI этап. Выразительное чтение новеллы. Работа с 1-м абзацем.  Задание: прочитать, выписать все слова

Слайд 14II этап. Стратегия «Кластер». Подобрать ключевые слова к каждой лексической группе,

на основе слов определить основные темы произведения:
слова, выражающие родственные отношения и отношения между людьми (дочь, вдовец, начальник, отец, сын, мама, красавица, барыня, горничная);
слова, связанные с понятиями “дом” (дом, спальня, диванчик, пол, сундук и т. д.)
слова, выражающие состояние человека, чувства (одиночество, страх, сон, безобразие и другие);
слова, выражающие философские понятия (природа, жизнь, отношения, взгляд).
Вывод: это рассказ о доме, об отношениях между людьми, о душевном состоянии человека. А основная тема, выведенная нами из ключевых слов, - это тема взаимоотношения человека и его дома. И вторая тема, которая просматривается уже
в заглавии, - это тема подлинной и мнимой красоты. Скрытая тема – одиночество и тоска по родине.

II этап. Стратегия «Кластер». Подобрать ключевые слова к каждой лексической группе, на основе слов определить основные темы

Слайд 15 III этап.

Рассмотрим героиню во
взаимоотношениях с другими персонажами.
Перечитаем начало рассказа. Составим портретно-характерологический словесный ряд, относящийся
к чиновнику (подчеркнуть в тексте). (Чиновник –
«пожилой», «молчалив», «скромен», «худой», «высокий», «чахоточного сложения», «носил очки цвета йода», «говорил несколько сипло», голос «срывался в фистулу» (то же, что фальцет в пении: очень высокий звук голоса), «казался неинтересен во всех отношениях».
Какое впечатление от этого персонажа? (В характеристике есть слова с положительной оценкой, но слова «казался неинтересен во всех отношениях» снимают позитивное отношение к нему, некоторые слова подчеркивают контраст в характере: «молчалив», но «срывался в фистулу»; отсюда вывод: заурядный, неинтересный, хотя вроде порядочный человек).
Обратите внимание, как вводится
описание красавицы? Какую смысловую
нагрузку несет союз «а»?
III этап.       Рассмотрим героиню во

Слайд 16IV этап. Есть ещё 3-й герой рассказа. Познакомимся с ним (2

– 4-й абзацы текста рассказа).

Метод «двойной дневник»
Задание:
прочитать, найти ключевое слово в характеристике мальчика («живой») и слово, являющееся антитезой к нему («несуществующий» - его будто не стало: он мёртвый?);
разделить лист на две колонки: в первую записать слово «живой», во второй написать слово «несуществующий»; подобрать к ним ряд ассоциаций, символов, синонимов.
Затем ассоциативные ряды озвучиваются каждой группой.
Живой и от природы ласковый мальчик назван как бы несуществующим, теперь он только во сне проявляет свою природную живость.
Приём «Фантастическая добавка». Опишите один из снов мальчика. Почему его сон такой беспокойный?

IV этап. Есть ещё 3-й герой рассказа. Познакомимся с ним (2 – 4-й абзацы текста рассказа). Метод

Слайд 18Эксперимент
Даны два предмета: лёд и горящая свеча. Их необходимо превратить в

словесные образы.
Приём «Займи позицию». Задание: аккуратно поднесите руку к пламени свечи, опишите свои ощущения. Затем потрогайте лёд, также опишите свои ощущения. Что почувствовали в каждом из прикосновений? Какие образы родились в вашем воображении? Запишите их в две колонки.
Жизнь – тепло, свет, любовь, забота, ласка, материнские руки, нежность;
Холод – боль, одиночество, тоска, равнодушие,
что-то неживое, мертвящее, тёмное.
ЭкспериментДаны два предмета: лёд и горящая свеча. Их необходимо превратить в словесные образы.Приём «Займи позицию». Задание: аккуратно

Слайд 19V этап. Фоновая палитра новеллы.

Задание:
Подчеркните ряд слов, относящихся к жизни мальчика в этом контексте: «неслышная», «незаметная», «одинаково смиренно сидит», «рисует», «шепотом читает», «смотрит в окно», «стелет себе в постельку», «сам прилежно убирает», «свёртывает», «уносит».
Что особенно обращает на себя внимание в описании жизни мальчика? (Отсутствие звуков.)
А в жизни других персонажей? (У молчаливого отца голос иногда срывается в фистулу, красавица-мачеха, единственная в рассказе, наделена прямой речью. Она хозяйка, она не просто говорит, она «велела» - слово старинное, высокое, то же, что «приказала». А мальчик – молчит.)
Можно ли подчеркнутые вами слова записать
в колонку с понятиями, обозначающими жизнь?
V этап. Фоновая палитра новеллы.

Слайд 20Приём «Веретено вопросов»
Какие звуки должны наполнять дом, где есть живой и

ласковый ребенок, дом, наполненный жизнью?
Какой вывод мы можем сделать о жизни мальчика?
Как страшно: нет слов, обозначающих «звучание», т.е. «жизнь» (а ведь он от природы «живой»). Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остается, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. Докажите это. («Постоянно читает единственную книжку, купленную еще при покойной маме», а «всё добришко его» спрятано в «мамином» сундуке – том самом, что стал для него единственным теплым предметом в доме.)

Приём «Веретено вопросов»Какие звуки должны наполнять дом, где есть живой и ласковый ребенок, дом, наполненный жизнью?Какой вывод

Слайд 21Проблемный вопрос: может ли жить мир без звуков? Есть ли что-то

угрожающее в тишине?

Оживим этот безмолвный мир мертвой тишины, пусть музыка внесет в наши души тепло и сердечность, а вы продолжите записи в обеих колонках, имея в виду, что жизнь должна быть наполнена звуками; где нет звуков – там нет и жизни (звучит музыка). Музыка замолкает.
Теперь послушайте тишину и запишите слова, обозначающие отсутствие звучащей жизни в правую колонку.

Проблемный вопрос: может ли жить мир без звуков? Есть ли что-то угрожающее в тишине?

Слайд 22Сопоставительный анализ
Посмотрите на это растение (показать ухоженное

комнатное растение). Как вы думаете, почему это растение такое пышное и здоровое, т.е. полно жизни? Как можно соотнести этот образ с судьбой мальчика в рассказе Бунина? (Дети – символ вечного продолжения жизни, но этот символ легко сломать, погубить, если не окружить его заботой и вниманием. Детей часто называют цветами жизни. Без внимания и заботы они, быть может, и выживут, но вряд ли когда-нибудь расцветут.)
Сопоставительный анализ    Посмотрите на это растение (показать ухоженное комнатное растение). Как вы думаете, почему

Слайд 23Промежуточная рефлексия
Итак, в рассказе Бунина огромная трагедия мальчика, от

природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным.
Вернемся к эпиграфу урока и названию рассказа. Действительно ли красота спасет мир? Какая? (Если это красота искренняя, добрая, красота души, а не только красота лица и тела. Ведь красота бывает обманчивой).
Вспомните примеры ненастоящей, ледяной красоты, описанной в литературе (например, в сказках: Снежная Королева, Царица из сказки Пушкина, Королева из «Белоснежки и семи гномов» и т.п.) Но в сказках всё оканчивается хорошо. Бунин рассказал вовсе не сказочную историю. Так почему же он назвал героиню «красавица», а не просто «мачеха» или «чудовище»?
Промежуточная рефлексия  Итак, в рассказе Бунина огромная трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому

Слайд 24Создание творческого продукта и его представление. Литературоведческий практикум (работа в парах)
1.

Проанализировать антитезу: “вдовец” – “женился”, “пожилой”- “молоденькой”, “чиновник” - “начальник” ”, холод атмосферы дома – кадка с пальмой .
2. В чём тайный смысл фраз:“ …а она знала себе цену”,«а она была невелика…взгляд имела зоркий”, «носил очки цвета йода»,“Все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?», “…в своем круглом одиночестве…” ?
3. Найдите в тексте парадокс, объясните его («спокойно возненавидела»).
4. Докажите на примерах, что Бунин – мастер художественной детали ( «кадка с пальмой», «спит между диваном и кадкой с пальмами», «книжечка», «тюфячок», «диванчик», уголок»).
Создание творческого продукта и его представление. Литературоведческий практикум (работа в парах)1. Проанализировать антитезу: “вдовец” – “женился”, “пожилой”-

Слайд 255. Найдите в тексте средства художественной выразительности:

эпитеты (“живой” мальчик, “ласковый” мальчик,
“беспокойный” сон, “круглое” одиночество”),
сравнения (“Он казался …неинтересен во всех отношениях, как множество губернских начальников”),
метафора (“Он… срывался в фистулу”),
лексические повторы (“и вот”, “и мальчик”, “совершенно” и т. д.),
анафора (“Он был молчалив…”, “Он был худой…”);
контрастное противопоставление предложений («Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену” );
синтаксический параллелизм (ССП с союзом а);
нанизывание уточняющих слов “… на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой…”, “Стелите…
на полу, на том тюфячке…” ;
инверсия “И мальчик, от природы живой и ласковый…”, “… зажил жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день”.
5. Найдите в тексте средства художественной выразительности:

Слайд 26 Решение КСУ(работа в группах)
1.Представьте себя кинорежиссёром. Вы снимаете кинофильм

по рассказу Бунина «Красавица». Наметив картины-кадры, определите план съёмки. Нарисуйте кадры словами.
2. Представьте виртуальную встречу с писателем. Какие вопросы вы бы ему задали?
Творческое задание. Возьмитесь снова за
кисти и краски. Сделайте вновь цветограмму вашего отношения к бунинской красавице. Почему цветовая гамма изменилась?
Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Соотнесите своё видение со словами
Н. Заболоцкого


Решение КСУ(работа в группах) 1.Представьте себя кинорежиссёром. Вы снимаете кинофильм по рассказу Бунина «Красавица». Наметив картины-кадры,

Слайд 27Рефлексия и самооценка деятельности
Читаем последние строки рассказа:

«Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и всё остальное добришко его».
1.Метод «Микрофон» (ваши эмоции, чувства, переживание, прогноз, мечты).
2. Приём «Закончи фразу»:
Может ли быть красивой та женщина, которая так жестока с ребёнком?
Доброта – необходимое условие красоты, потому что…
Справедливо ли утверждение: не заглядывай человеку в лицо, а заглядывай в его сердце?
3. Устный отзыв. Что изменилось в моём внутреннем мире после прочтения рассказа И.А.Бунина «Красавица»?.



Рефлексия и самооценка деятельности    Читаем последние строки рассказа: «Он сам стелет себе постельку вечером

Слайд 28Домашнее задание
1. Подготовить реферат- исследование на одну из тем :

«Ностальгия по Родине и тема одиночества в рассказе И.А.Бунина «Красавица», «Компаративный анализ новеллы Бунина «Красавица» и стихотворения М.А. Цветаевой «Тоска по Родине», «Компаративный анализ сюжета рассказов И.А.Бунина «Красавица» и Ф.М.Достоевского «У Христа на ёлке» (по желанию).
2. Подготовить электронную презентацию или коллаж по теме урока (на выбор).
3. Сочинение –рассуждение по теме «Спасёт ли красота мир?» ,
«Дети – символ вечного продолжения жизни», «Что,
по-вашему, является мерилом истинной красоты?»
(на выбор).
Домашнее задание 1. Подготовить реферат- исследование на одну из тем : «Ностальгия по Родине и тема одиночества

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть