Презентация, доклад к семинару учителей русского языка и литературы Современный урок как единство традиций и инноваций

Содержание

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства»

Слайд 1

Методический семинар учителей русского

языка и литературы
«Современный урок
как единство
традиций и инноваций»
Методический семинар учителей русского языка и литературы«Современный урок как единство

Слайд 2 «Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства»
В. А. Сухомлинский

«Урок – это зеркало общей и     педагогической культуры

Слайд 3Урок - основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения

в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).
Энциклопедический словарь

Урок - основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних

Слайд 4Современный - 1. Относящийся к одному времени, к одной эпохе с

кем-л., чем-л. 2. Относящийся к настоящему времени, к настоящей эпохе. 3. перен. Стоящий на уровне своего века, отвечающий требованиям своего времени. // Важный для настоящего момента; актуальный, злободневный.

Современный - 1. Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-л., чем-л.  2. Относящийся к

Слайд 5Появились новые образовательные стандарты, старшая школа перешла
на профильное обучение и

на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании.
Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

2. Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных технологий в деятельность всех участников ОП.
За последние несколько лет в школах появилась компьютерная техника, интерактивные доски, педагоги активно используют компьютерные технологии на уроках.

3. Введение ЕГЭ и ОГЭ стали важным событием для всей системы образования. Они предъявляют свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

Факторы, влияющие на развитие образовательного процесса:

Появились новые образовательные стандарты, старшая школа перешла на профильное обучение и на их основе – обновленные программы

Слайд 6

Что нового появляется в современном уроке?
В чем его плюсы?
Продумывание

ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на основе диагностики их реальных учебных достижений.
Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например, анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
Включение компьютеров в педагогические технологии.
Дифференциация домашних заданий.
Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Что нового появляется в современном уроке? В чем его плюсы?Продумывание ценностных оснований выбора содержания и трактовки

Слайд 7 Традиционное и инновационное
в современном уроке

Необходимо сочетание традиционных форм уроков

и инновационных форм, к которым относятся:
нетрадиционные формы уроков,
интерактивные формы учебных занятий,
использование новых информационных технологий,
социальное проектирование.
Традиционное и инновационное в современном урокеНеобходимо сочетание традиционных форм уроков и инновационных форм, к которым относятся:

Слайд 8 Современный урок должен обеспечить:

- создание комфортной обстановки для учащихся и

ощущения комфорта учителем;
- обучение через открытие, через коллективный поиск;
- наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения;
- развитие личности;
- способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом;
- демократичность, открытость процесса обучения;
- осознание учащимся деятельности.
Современный урок должен обеспечить:- создание комфортной обстановки для учащихся и ощущения комфорта учителем;- обучение через открытие,

Слайд 9Новация (новый способ) – это само средство, т.е. новый метод, методика, технология,

программа и т.п.

Инновация (нововведение)– процесс его освоения.

Педагогическая технология – совокупность приёмов, которые применяются в каком-либо деле, в частности, в деле обучения и воспитания, коррекции результатов деятельности ученика и обеспечения комфортных условий для ученика и учителя.
Новация (новый способ) – это само средство, т.е. новый метод, методика, технология, программа и т.п.Инновация (нововведение)– процесс его освоения.Педагогическая

Слайд 10Новации перерастают в инновации, традиции не сдают позиции.

Как быть учителю

в такой ситуации?
Новации перерастают в инновации, традиции не сдают позиции. Как быть учителю в такой ситуации?

Слайд 11Основные подходы:
1. Использование инноваций в рамках

традиционного урока.

2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.

Основные подходы:    1. Использование инноваций в рамках   традиционного урока.

Слайд 13Может ли внедрение нестандартных форм организации учебного процесса стать альтернативой традиционному

уроку?

Может ли внедрение нестандартных форм организации учебного процесса стать альтернативой традиционному уроку?

Слайд 14Педагогическое сообщество использует следующие виды инновационного урока:

урок-игра
урок- экскурсия (или

путешествие)
урок-исследование
урок-диспут
урок-суд
урок-пресс-конференция
видео-урок (аудио-, медиа-)
урок-концерт (или конкурс)
урок-защита проекта;
урок-викторина
урок- поиск
урок – экспедиция
урок без учителя
стихотворно-музыкальный урок
урок пресс- конференция
урок взаимообучения
интегрированные уроки
урок – фантазия
урок – сказка
урок- спектакль
урок-тест
лекционно-семинарская и зачётная практика в старших классах

Педагогическое сообщество использует следующие виды инновационного урока:урок-игра  урок- экскурсия (или путешествие)  урок-исследование урок-диспут урок-суд

Слайд 15Приемы, способствующие эффективности урока:

ассоциативный ряд
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения


и размышления)
чтение с остановками и вопросы Блума
кластеры
синквейн
фишбоун
эссе
диаманты
перепутанные логические цепочки
медиапроекты
дидактическая игра
лингвистические карты
«Корзина идей»
«Пометки на полях»
«Решето»
лекция со стопами
нетрадиционные формы домашнего задания

Приемы, способствующие эффективности урока:ассоциативный рядИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) чтение с остановками и

Слайд 16Метод проектов
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как

способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

  Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий. 

Метод проектовОдной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.  Метод

Слайд 17«Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной

стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.


«Корзина идей»Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося

Слайд 18Синквейн  — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего

из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна:
1.Учитель 2.Мудрый, справедливый 3.Дает знания ,волнуется, радуется 4.Учитель всегда придет на помощь. 5.Наставник
Синквейн  — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.Синквейн – это не

Слайд 19 Кластер
Кластер – англ. Cluster гроздь, способ графической
организации материала.

Значение –

позволяет: а) сделать наглядными
мыслительные процессы, которые происходят при
погружении в тот или иной текст; б) охватывать
избыточный объем информации

Алгоритм создания:
Написать ключевое слово или тезис («сердце» текста в центре листа
Вокруг «сердца» - «набросать» слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы (записывать все, что приходит на ум)
Соединить с «сердцем» текста (спутники)
Создать «спутники» «спутников» (путем установления новых логических связей)

КластерКластер – англ. Cluster гроздь, способ графическойорганизации материала. Значение – позволяет: а) сделать нагляднымимыслительные процессы, которые

Слайд 20 Лекция со стопами
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический

прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Лекция со стопамиЛекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии

Слайд 21 Пометки на полях
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое

понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки на поляхЭтот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно

Слайд 22ИНСЕРТ - прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного

чтения и размышления.
Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес ­ и желание узнать об этом больше.
При чтении удобно заполнять таблицу:

ИНСЕРТ - прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.Знак «галочка» (V) –

Слайд 23 Нетрадиционные формы домашнего задания:
Творческая работа
Лингвистическое исследование

текста
Подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям
Рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям
Инсценировка художественного произведения
Исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу)
Создание самостоятельных литературных произведений различных жанров
Продолжение неоконченных произведений
Подготовка словарных диктантов
Составление конспекта, опорных таблиц
Презентации (обзор героев произведения, биография писателя)

Нетрадиционные формы домашнего задания:  Творческая работа  Лингвистическое исследование текста  Подготовка иллюстраций к литературным

Слайд 24
Единство традиций и инноваций в обучении позволяет так организовать

учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Единство традиций и инноваций в обучении позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и

Слайд 25


Уважаемые коллеги,
желаем успехов!

Уважаемые коллеги,желаем успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть