Слайд 1Три орфограммы корня слова
Подготовила: Скородумова Т.Е.,
учитель МБОУ «Шаховская гимназия»
Слайд 2Главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности.
Слайд 3Две ступени орфографического действия:
постановка орфографической задачи
( выделение орфограммы) и
её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Слайд 5Наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Слайд 7Этапы решения задач орфографической зоркости:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить её
вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Слайд 91. На слух определить: в каком слоге гласный произносится сильнее? Слабее?
2. Списать с
доски или из букваря слова и в каждом из них поставить знак ударения. Гласную, если она находится в первом слоге, подчеркнуть.
3. Сначала про себя по слогам, потом вслух прочитать записанные на доске слова, назвать те из них, в которых безударный гласный находится в первом слоге. Списать эти слова, подчеркивая безударные гласные.
Слайд 104. Сначала про себя по слогам, потом шепотом прочитать слова, записанные на
доске, списать в тетрадь только те из них, в которых в первом слоге гласный безударный, подчеркнуть букву.
5. Самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными в первом слоге и записать их в тетрадь.
6. В продиктованном по слогам предложении поставить знак ударения, безударные гласные подчеркнуть.
7. Записать под диктовку слова (чтение орфографическое), пропуская гласные в первом слоге, если на них не падает ударение.
Слайд 15ИГРА «ЛОТО»
Б.жать
Гл.зок
Д.жди
К.ты
М.ряк
С.рдечный
Т.гренок
Т. шина
Слайд 161 уровень.
Корм – … (глагол) (что делать?)
Ночь – … (имя
прилагательное) (какая?)
Скрип – … (глагол) (что делают?)
След – … (глагол) (что делает?)
Косит – … (имя существительное) (что?)
Горы – … (имя прилагательное) (какие?)
Шалость – … (глагол) (что делал?)
Слайд 172 уровень.
Шалость – … (глагол)
Горы – … (имя прилагательное)
Косит – … (имя существительное)
След – … (глагол)
Скрип – … (глагол)
Ночь – … (имя прилагательное)
Корм – … (глагол)
Слайд 183 уровень.
Корм – …
Ночь – …
Скрип –…
След
– …
Косит – …
Горы – …
Шалость – …
Слайд 19ИГРА «МАЯЧОК»
В лесу жила лиса.
В норе у нее были
лисята.
Слайд 20Работа с ПЕРФОКАРТАМИ
Е Е
О
А О Е
А Я Е
Слайд 21Упражнения с «конфликтными» словами
а) Нуждаются ли в проверке гласные в
словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?
б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.
Коза, носик, глаза, язык, площадь.
в) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.
Слайд 23ИГРА
«Кто больше?»
Запиши как можно больше проверочных слов:
ЗИМА, ГОРА, НОРА.
Слайд 24Прочитайте пары слов: ЛЕСА-ЛЕС, СЛЕД-СЛЕДЫ, ГРИБЫ-ГРИБ, СНЕГА-СНЕЖОК, ЛИСТ-ЛИСТЫ.
Какое из слов
каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему?
Какая пара лишняя?
Запишите, ставя на первое место проверочное, а на второе – проверяемое.
Слайд 25Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды
слов, подчеркивая безударные гласные.
Т.желый, пр.мой, в.селый, гл.дит;
2. М.рской, с.довый, сп.ртивный, х.лодный.
Слайд 27Подготовка заданий на изученное правило для товарища.
Слайд 28К данным словам припиши противоположные по значению слова с безударными гласными
в корне.
Дешевый – …; удлинить – …; сытый – …; заболеть – …; старый – …; печалиться – …; горячий – …; молчать – … .
Слайд 29Выпиши слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подбери и
напиши проверочное слово.
Подсказка – должно быть 12 слов.
Совенок
В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели. Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.
Слайд 30Выбери проверочное слово:
Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка),
л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).
Слайд 31Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три
столбика.
Слайд 32РАБОТА НАД ПРАВИЛОМ ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ НЕ ДОЛЖНА ОГРАНИЧИВАТЬСЯ
ТОЛЬКО ИМ. ПОЛНОСТЬЮ СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ МОЖНО ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РАССМАТРИВАТЬ ДАННОЕ ПРАВИЛО В СИСТЕМЕ С ДРУГИМИ.
Слайд 36Три слабые позиции
для парных согласных..
на конце слова (дуб, сноп),
перед глухим
согласным (шапка, шубка),
перед звонким согласным (просьба, резьба).
Слайд 37Найти слова с парными согласными, написание которых надо проверять:
лев, слон, верблюд;
год, неделя, день.
2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб. .
Слайд 40Способы проверки парных согласных.
Много – один (ножи – нож), маленький -
большой (грибок - гриб) нужно разнообразить. Необходимо, чтобы ученики обосновывали выбор проверочного слова, например:
а) записать слова в следующем порядке: проверочное – проверяемое: сугробы, мороз, сторож, морозы, морозный, сторожит, сугроб;
б) выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа:
труд – труды, трудный, трудится;
гриб – грибы, грибки, грибной, грибок;
дед – дедушка, детки.
Слайд 41Способы проверки парных согласных.
Упражнения на вставку пропущенных букв в словах:
а)
фла…, бере…, пру… (пруд, прут);
Ученик должен обозначить согласный звук на конце, основываясь на сопоставлении проверяемого и проверочного слов. Со словами составляются предложения.
б) Был бы дож…ь, да сне… помешал.
На что и кла…, коли в семье ла… .
в) ло(д,т)ка, варе(ж,ш)ки, стри(ж,ш)ка, тра(в,ф)ка, про(б,п)ка - упражнения на выбор согласного.
Слайд 46ИГРА
«Какие буквы “спорят”? Какие побеждают?».
Слайд 47ИГРА
«Найди четвёртый лишний»
Голубь, чиж, грач, кот. (Лишнее слово грач, ч –
непарная согласная.)
Косьба, метла, лошадка, грибки.
Слайд 49ИГРА
«Будь внимателен»
- Котик-коток, иди к доске,
Расскажи о колоске.
- Колосок, мои друзья,
Он
усатенький, как я.
Слайд 52Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, не
ясно нам:
Чтобы знать, как писать
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Слайд 59ИСКЛЮЧЕНИЯ:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно
В
словах вкусный, интересный.
Слайд 62
ВЫВОД.
Систематическое попутное повторение изученного, своевременное предупреждение возможных ошибок – всё это
способствует тому, что ученики хорошо запоминают написание трудных слов и грамотно выполняют работы.
А добиваться грамотного письма – это основная задача учителя.