Слайд 1«И в любви нет покоя, и она движется все куда-то вперед,
вперед… как вся жизнь».
«Обломов» как роман о любви
И.А. Гончаров.
Художник Н. Крамской, 1874
Слайд 2Цели:
Осмысление учащимися образа главного героя с точки зрения социальной, общественной и
нравственной;
закрепление умений и навыков анализа литературного текста;
развитие способностей учащихся, работа над монологической речью;
нравственное воспитание учащихся, формирование понятия «обломовщина».
Слайд 3Обломов и Захар: любовь-вражда
Слайд 4Как Захар и Обломов относятся друг к другу? Как создаётся образ
Захара?
Обломов и Захар.
Художник Т. Шишмарева. 1955
Перечитаем в первой
части фрагмент главы I (от слов «Захар! — закричал он» до начала диалога между Обломовым и слугой) и главу VII.
Перечитаем диалоги Обломова и Захара в главах I и VIII.
Слайд 5Почему так много внимания автор уделяет в начале романа образу слуги?
Обломов.
Художник С. Шор. 1936
Захар.
Художник А. Зубчанинов. 1883
Слайд 6Чей портрет?
Он весь составлен из костей, мускулов и
нервов, как кровная английская
лошадь. Он
худощав; щёк у него почти вовсе нет, то
есть есть кость да мускул, но нет признака
жирной округлости; цвет лица ровный,
смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Слайд 7Обломов и Штольц: любовь-дружба
Слайд 8Приезд Штольца к Обломову.
Художник В. Табурин. 1898
Какое впечатление производит Штольц?
Чем
же занят Андрей Иванович?
Для кого и для чего он трудится?
Полезен или вреден его труд для людей?
Каковы для него критерии пользы?
А может быть, только один — удовлетворение самолюбия, нажитые дома, миллионы?
Что же предлагает Обломову Штольц?
Слайд 9Ю. С. Гершкович. Штольц.
Штольц подчёркнуто противопоставлен Обломову. Андрей Иванович вызывает симпатию:
его опрятный, красивый костюм, энергичность, образ жизни противоположны образу жизни Обломова.
В Штольце привлекают деловитость, искреннее желание помочь своему ленивому другу измениться, ввести его в большой мир.
Слайд 10В. В. Морозов.
Обломов и Штольц
Что же больше всего ценит
в жизни Илья Обломов?
Каким он представляет себе идеальный мир?
Что противопоставляет жизненной установке Обломова Андрей Штольц?
Возможно ли примирить столь разные позиции?
Так почему же Обломов и Штольц — друзья?
Что, кто является центром дружбы?
Слайд 11 Роман подсказывает, что живая душа Андрея тянется к Обломову, который любит
друга по-детски доверчиво и чисто, принимая его старшинство и всецело полагаясь на него. Обратим внимание на авторскую характеристику Штольца в главе II из второй части: «Андрей часто, отрываясь от дел… ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу…» Так что не только Обломову нужен Штольц, который приведёт все дела в порядок, как добрый волшебник из няниных сказок, но и Обломов — Штольцу.
Почему?
…их связывало детство, школа и, по словам самого автора, «чистое, светлое и доброе начало», лежащее в основании натуры Обломова, «исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо...»(глава II, часть вторая)
Слайд 12Н. Горбунов.
Обломов и Штольц.
Как похожи представления Штольца на обломовский идеал!
Только Илья Ильич хочет двигаться не вперёд, а назад: вернуться в детство, в привычный для него быт и размеренное течение времени — в «утраченный рай», а Штольц пытается создать свой собственный рай, потому как «утраченного» у него не было.
Слайд 13Чей портрет?
(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не
было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли.
Слайд 15Ю. С. Гершкович. Ольга.
Какие чувства вызывает у вас Ольга? Что вы
можете сказать о её характере?
Чем вызвано чувство Ольги к Обломову?
Что движет ею, к чему она стремится?
Любит ли Ольга Илью Ильича?
Как бы вы охарактеризовали чувства Ольги к Обломову?
Слайд 16Ю. С. Гершкович.
Обломов и Ольга.
Ольга — любознательная, по натуре своей
искренняя, чуждая всякому жеманству, не увлекающаяся блестящими светскими юношами и пустой мишурой, интересуется тем, что ей рассказывает Штольц о чудаке Обломове. Невинное любопытство, но позже к нему примешивается тайный восторг. Проницательная Ольга не может не видеть в Обломове его «честное, верное сердце», «хрустальную, прозрачную душу»— как не протянуть руку такому человеку?
Слайд 17Ю. С. Гершкович.
Ольга у окна.
В романе исполнение Ольгой «Casta diva»
потрясает
героя: душа Обломова узнала родную душу. Всё, что так ценил Илья Ильич в этом произведении, удалось воплотить Ольге — значит, всё это живёт и в её душе. Подробно рассказывая читателю о том, что творилось в душе его героя, Гончаров раскрывает страстность Ильи Ильича.
Слайд 18Обломов и Ольга в Летнем саду. Художник В. Морозов. 1940
Ольге приятно
чувствовать себя спасительницей Обломова, завещанного ей Штольцем, виновницей чудесного превращения. Не хочет она принять Обломова таким, какой он есть; она ценит его доброту и честность, но не отступает от желания направить его на путь к совершенству, она любит «будущего» Обломова.
Слайд 19Обломов и Ольга. Разрыв. Художник С. Шор. 1936
Ольга не может понять,
что нерешительность слишком глубоко укоренилась в Обломове, что так он создан… Боится он самого слова «долг», боится неприглядной беспокойной реальности, боится ехать в деревню. «Долг» — свадьба, когда человек не Ильёй Ильичом зовётся, а женихом. И люди, люди кругом, с их глупыми сплетнями… Всё это так далеко от любви, от поэзии, от непостижимого и прекрасного.
Слайд 20Чей портрет?
Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна
в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…
Слайд 21Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?
Слайд 22Знакомство Обломова с Агафьей Матвеевной. Художник В. Морозов. 1940
Агафья Матвеевна —
женщина недалёкая, наивная, но в ней, как и в Ольге, нет никакой фальши, никакого надуманного кокетства. Она, в сущности, ничего не знает о жизни, не читает книг, смысл обыденной суеты и вовсе ускользает от неё.
Слайд 23Агафья Матвеевна.
Художник Г. Мазурин
Счастлив ли с Пшеницыной Обломов?
Что даёт ему
любовь Агафьи Матвеевны?
Как вы оцениваете историю их отношений?
Слайд 24Обломов и Агафья Матвеевна. Художник М. Клячко. 1951
В доме этой женщины
Обломову покойно. С удовольствием пьёт он кофе, приготовленный Агафьей Матвеевной, смотрит, как она шьёт, как ловко управляется на кухне, смотрит на её круглые локти («как у графини какой-нибудь»), и «ничего ему не надо, никуда не хочется, всё тут есть, что ему надо».
Слайд 25Обломов и Агафья Матвеевна.
Её любовь — самопожертвование. И эта любовь
дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал. Плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства.
Художник Н. Щеглов
Слайд 26Обломов и его идеальный мир.
Ю. С. Гершкович.
Обломов, Агафья и Андрюша.
Ю.
С. Гершкович.
Обломов и Агафья Матвеевна.
Слайд 29Домашнее задание
1.Написать сочинение «Страницы любви» в романе И.А.Гончарова «Обломов».Чем они привлекают
меня?»