Слайд 1Тема урока: «Причастие. Причастный оборот.»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Орынбаева Светлана Мейрамбековна
Слайд 2Цель урока:
Сформировать правильный способ выбора определяемого и зависимого слова (причастие и
зависимого слова).
Слайд 3 Задачи урока:
Обучающие:
познакомить учащихся
с понятием причастный оборот;
сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся;
расширять лексический запас учащихся.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающие:
Вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.
Слайд 5Самостоятельная работа
Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а в
левый - причастия.
1. На улице светило яркое солнце.
2. Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
3. По реке скованной льдом, можно кататься на коньках.
4. С неба падали холодные снежинки.
5. Смирно стоят зеленеющие ели.
6. В поле завывает злая вьюга.
7. Падающий снег сверкал на солнце.
8. Заяц оставил на снегу маленькие следы.
Слайд 7Изучение нового материала:
Укажите роль причастия в следующих словосочетаниях и распределите словосочетания
в два столбика:
1. Причастие – главное слово;
2. Причастие – зависимое слово.
Лающий щенок, жалобно мяукавший, размотанный клубок, сидящий перед зеркалом, вздыхающий жираф, сидящий на жёрдочке, качающийся попугай, порхающая бабочка, умывающийся лапкой.
Слайд 9Рассуждаем:
Мяукавший (как?) жалобно
Сидящий (где?) перед зеркалом
Качавшийся (на чем?) на жёрдочке
Умывающийся (чем?)
лапкой
Причастие + зависимое слово = причастный оборот
Причастие с зависимыми от него словом называется причастным оборотом.
Слайд 10Примеры:
Котята, спрятавшиеся за спиной кошки, тихо мяукали.
Ветер дувший с море все
время усиливался.
Искры ярко пылающие были похожи на звезды.
Поля засеянный пшеницей, дали дружные исходы.
Слово от которого зависит причастие, называется определяемым.
/Назовите определяемое слово в этих предложениях/
Слайд 11Закрепление материала:
Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
1. Тучи, которые
тают вдали.
2. Лодка, которая плывет по реке.
3. Книга, которую прочитал ученик.
4. Земля, которую освещает солнце.
5. Дома, которые на краю дороги.
6. Небо, которое грозно потемнело.
Слайд 12Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом запятыми не выделяется.
Засеянные пшеницей поля
дали дружные всходы.
Ярко пылающие искры были похожи на звезды.
Умывающийся лапкой котенок сидел на крыльце.
Слайд 13Причастный оборот стоящий после определяемого слова выделяется запятыми.
Цветы, растущие на клумбе,
благоухали ароматом.
Санная дорога, заворачивающая к плотине, блестела на солнце.
Слайд 14Самостоятельная работа
Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте
определяемое слово.
1. Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр.
2. Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба.
3. Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру.
Слайд 15Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Слайд 16РЕФЛЕКСИЯ УРОКА
ОТЛИЧНО
ХОРОШО
ПЛОХО
Слайд 17Оценивание
Доволен ли тем, как прошёл урок?
Было ли тебе интересно?
Сумел ли ты получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее
задание?
Учитель был внимателен к тебе?
Ты сумел показать свои знания?