Презентация, доклад на тему :Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы

Содержание

Требование ФГОСОсвоение обучающимися умений полноценного чтения: понимание текста (общее, полное, критическое)Поиск конкретной информацииВосстановление широкого контекстаИнтерпретация текстаКомментирование текстаЧитательская самостоятельностьУмение задавать вопросы и высказывать свои сужденияУмение строить умозаключенияПродуктивный характер чтения

Слайд 1Технология продуктивного чтения
Ведущая технология
Образовательной системы
«Школа 2100»

Читать – это еще

ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное.
             К.Д.Ушинский.

Технология  продуктивного чтенияВедущая технология Образовательной системы «Школа 2100»Читать – это еще ничего не значит,что читать и

Слайд 2Требование ФГОС
Освоение обучающимися умений полноценного чтения:
понимание текста (общее, полное, критическое)
Поиск

конкретной информации
Восстановление широкого контекста
Интерпретация текста
Комментирование текста

Читательская самостоятельность
Умение задавать вопросы и высказывать свои суждения
Умение строить умозаключения

Продуктивный характер чтения

Требование ФГОСОсвоение обучающимися умений полноценного чтения: понимание текста (общее, полное, критическое)Поиск конкретной информацииВосстановление широкого контекстаИнтерпретация текстаКомментирование текстаЧитательская

Слайд 3Кто такой «грамотный читатель»?
Грамотность чтения – это способность
понимать письменные тексты


рефлексировать по содержанию текста:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Кто такой «грамотный читатель»?Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать по содержанию текста:  -

Слайд 4Что такое «технология продуктивного чтения»?
Это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы

читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем , активную
читательскую позицию по
отношению к тексту и его
автору
Что такое «технология продуктивного чтения»?Это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью

Слайд 5В чём разница традиционных приёмов чтения и продуктивного чтения?
Прочитайте дома и

перескажите
Расскажите о героях, их поступках. Где происходит действие?
Прочитайте про себя. Ответьте на вопросы.

Сопоставляем свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст
Читаем и находим для себя вопросы и ответы на них
Делимся впечатлениями после чтения и сравниваем своё понимание текста с другими

В чём разница  традиционных приёмов чтения и продуктивного чтения?Прочитайте дома и перескажитеРасскажите о героях, их поступках.

Слайд 63) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание

авторского смысла, корректировка своей интерпретации

2) Во время чтения текста
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

до чтения текста
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Цель - понимание текстов Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации2) Во

Слайд 7Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения)
1
Развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста

по заглавию, автору, иллюстрации

Вызвать желание, мотивацию прочитать книгу

Работа с текстом до чтения

Анализ названия текста, фамилии автора, иллюстраций, высказывание предположений о героях, теме, содержании

Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения)1Развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, автору, иллюстрацииВызвать желание,

Слайд 87 класс
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию,

которая предшествует тексту.
Проанализируйте название повести «Чучело». Выскажите своё предположение о героях, теме, содержании.
Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникли? На что обратили внимание перед чтением?
Учитель ставит задачу провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением.

В.К.Железников «Чучело»

7 класс Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту. Проанализируйте название повести «Чучело».

Слайд 9Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения)
2
Понимание текста и создание его читательской

интерпретации (истолкования, оценки)

Обеспечить полноценное восприятие текста

Работа с текстом
во время чтения

Чтение текста (самостоятельное или на уроке), диалог с автором, комментированное чтение, словарная работа, беседа, обсуждение интерпретаций

Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения)2Понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)Обеспечить полноценное восприятие

Слайд 10Фактуальная информация
Концептуальная информация
Подтекстовая информация
Полное понимание текста

Фактуальная информацияКонцептуальная информацияПодтекстовая информацияПолное понимание текста

Слайд 11 В.К. Железников «Чучело»

Прочитайте повесть. Попробуйте комментировать текст и вести

диалог с автором по ходу чтения. Обратите внимание на авторское отношение к героям, определения, которые даёт автор своим героям. Беседа по содержанию текста, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

Учительница Маргарита Ивановна – у неё все мысли о свадьбе и о женихе. Она почти не замечает того, что творится в классе
Миронова «Железная Кнопка» - девочка, фактически лидер класса, никогда не отступает, всегда стойко идёт к своей цели. У неё всё по закону и ко всем один счет: живешь не по правде - расплата, никто не уйдет от ответа.
«Лохматый» - силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила.
Шмакова - первая красавица в классе, интриганка, никогда не делает того, что для неё невыгодно.

В.К. Железников «Чучело» Прочитайте повесть. Попробуйте комментировать текст и вести диалог с автором по ходу чтения.

Слайд 12Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения)
3
Корректировка читательской интерпретации в соответствии с

авторским замыслом

Обеспечить углублённое восприятие и понимание текста

Работа с текстом
после чтения

Беседа на понимание авторского смысла, повторное обращение к названию, иллюстрациям, творческие задания.

Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения)3Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замысломОбеспечить углублённое восприятие и

Слайд 13Проблематика повести

Проблематика повести

Слайд 15Какие ощущения, эмоции вы испытали во время чтения? Совпадали ли они

с авторскими?

«Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя.
Это ожесточает человека.
Надо быть милосердным»
В.Железников.



Что вы можете сказать об особенностях сюжета рассказа? С какой целью автор так подробно описывает взаимоотношения детей, жестокость, презрение?

Невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями, потому что у нас разные характеры, воспитание, потребности, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такими, какие они есть.

В каждом человеке есть хорошее.
Чтобы не обидеть человека, почаще
становись на его место.
Нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь его внутренний мир.
Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Дари людям радость.

В.К.Железников «Чучело»

А

В

Какие ощущения, эмоции вы испытали во время чтения? Совпадали ли они с авторскими?«Можно презреть, наказать, помочь, но

Слайд 16Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия,

о его связи с темой, главной мыслью автора.
Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник. Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной

Слайд 17Результаты продуктивного чтения
Эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям, автору);
Активность

и объективность читательского воображения (воссоздающего и творческого)
Постижение содержания произведения на разных уровнях (репродуктивном, аналитическом, синтезирующем)
Осмысление художественной формы

Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора)
Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию
Личностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения
Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Результаты продуктивного чтенияЭмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям, автору);Активность и объективность читательского воображения (воссоздающего и

Слайд 18Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой

целью. Эдмунд Берк
Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть