Слайд 1Министерство образования и науки
Республики Казахстан
отдел образования акимата Таласского района
КГУ «Средняя школа
имени Карла Маркса»
Русский язык
2класс
«Суффикс как часть слова»
Учитель: Жакупова Ж.Б
Слайд 2Упражнение «Улыбка»
Улыбнись соседу слева
Подмигни соседу справа
Слайд 3Минутка чистописания
лось ферма кофе
кит сено Назовите только мягкие согласные.
Какие буквы смягчают согласные?
Какое слово спрятано?
с ф ф к с
Что вы знаете об этих буквах?
Пропишите сочетания букв:
сф фф фк кс
Слайд 4
Тема урока: Суффикс
как часть слова
Цели урока:
(Чему будем учиться сегодня на уроке?)
- закрепим знания о суффиксе;
-будем учиться определять суффикс в словах и обозначать его графически.
Слайд 5 Критерии успешного урока
(ученикам раздаются листы самооценивания)
1. Я чисто
и аккуратно пишу в тетради
2. Я рассказал правило
3. Я подбирал однокоренные слова
4. Я разобрал слово по частям
5. Я помогал своей группе
Слайд 6Актуализация опорных знаний
Какие части слова вы знаете?
Слово делится на части
,
Ах какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
При помощи чего образуются новые слова?
Для чего служит окончание?
Что называется корнем?
Как называется изменяемая часть слова?
Слайд 7Словарная работа
Загадка
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
Разделите слова на слоги. Поставьте ударение. Подчеркните непроверяемую гласную в корне слова.
Словарь: мороз
Подберите к слову мороз однокоренные слова и запишите в тетрадь
Морозко, морозильник, морозец.
-Какие слова называются однокоренными? Обозначьте корень.
-Как образовались данные слова? (с помощью суффиксов)
Слайд 8Работа по теме урока
- Что вы знаете о суффиксе?
(рассказывают правило)
Работа по карточкам
Задание 1. Запишите слова в тетради. Выделите известные вам части слова.
Глаз-глазок, мёд-медок, стол- столик, лось- лосёнок, Оля-Оленька, Анна – Анночка.
-Сравните пары слов. Это одно и тоже слово или разные слова? Почему?
Вывод: Маленький глаз, ласково о мёде, суффиксы -ик-, -ок- уменьшительно ласкательные, а суффиксы –енок-, -онок- образуют слова детенышей животных, суффиксы –еньк-, - очк- называют слова ласково.
Слайд 9Работа по теме урока
Задание 2.
-Предлагаю вам стать волшебниками. Представьте, что ваши ручки это ваши волшебные палочки, с помощью которых вы должны слово «учить» превратить в другие слова.
Взаимопроверка учащихся : учитель, ученик, ученый, училище.
- Что помогло вам справиться с заданием? (суффиксы)
Слайд 10Работа по теме урока
Работа над
словообразованием.
Слово учителя:
-Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы.
Во- первых: они из одних слов могут сделать другие. Например: из слова учить могут сделать учителя, ученика, училище, учение.
Во-вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.
Слайд 11Работа по теме урока
Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова.
Слайд 12Работа по теме урока
Работа по учебнику
Спиши слова. Обозначь известные тебе части слова.
Леса, лесник, море, горы, цветы.
Слайд 14Работа по теме урока
Работа с таблицей суффиксов
-
Обратите внимание на таблицу, как много суффиксов в русском языке. С некоторыми из них вы уже знакомы.
Формирование групп с помощью разрезных картинок. Работа в группах. Задание 3. Работа по карточкам. Подберите слова к схеме.
Подберезовик, береза, березонька, дорога, придорожный, дорожка.
1 группа: приставка – корень -окончание
2 группа: корень – суффикс –окончание
3 группа: корень –окончание
Взаимопроверка и взаимооценивание групп
с помощью сигнала руки
Слайд 15Работа по теме урока
Работа в группах.
Задание 4. Назовите слова с суффиксом –ищ-. В каком этот суффикс нельзя выделить?
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.
Взаимопроверка и взаимооценивание групп.
Слайд 16Рефлексия
- Чему учились на уроке?
Что же такое суффикс?
Что интересного вы
узнали о суффиксе?
Какую роль играют суффиксы в словообразовании?
Кто остался доволен своей работой?
За что вы себя можете похвалить?
Выставление оценок за урок.
Слайд 17Итог урока
Самооценивания учащихся с помощью дескрипторов (листы самооценивания)
1.
Я чисто и аккуратно пишу в тетради
2. Я рассказал правило
3. Я подбирал однокоренные слова
4. Я разобрал слово по частям
5. Я помогал своей группе