Слайд 1Стилистическая теория М.В. Ломоносова
Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг.)
Слайд 3Русская литература и язык XVIII века развивались под влиянием изменений, которые
внесли в общественно-политическую и культурную жизнь Империи реформы Петра Великого.
Слайд 4«Российская грамматика» М. В. Ломоносова является одним из главных сочинений ученого.
Слайд 5“Российская грамматика” состоит из шести основных разделов, названных “наставлениями”, которым предшествует
пространное “Посвящение”, выполняющее функцию предисловия, В “Посвящении” читается вдохновенная характеристика величия и мощи русского языка.
Слайд 8М. В. Ломоносов. Русская грамматика на немецком. Санкт-Петербург. 1764
Слайд 9Его «Российская Грамматика» впервые проводит резкую грань между языками русским и
церковно-славянским, между речью разговорной и «славенщизной»; языку церковно-славянскому, языку «церковных книг» впервые противопоставляется язык русский, «гражданский», живой говор народа, или, как выражается Ломоносов, «простой российский язык», «слова простонародные», «обыкновенные российские».
Слайд 10
Прижизненный портрет
Этим он положил прочное начало тому преобразованию русского литературного
языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие. Ломоносов вполне сознает значение так называемой фонетики, необходимость идти в изучении языка от живой речи.
Слайд 11Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском
языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Слайд 12Теория трех стилей
В 1757 г. вышло собрание сочинений
Ломоносова. Вместо введения к собранию сочинений Ломоносов написал небольшой трактат «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»
Слайд 13Простонародье
РУССКИЙ РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК
Слайд 14ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ ЛОМОНОСОВА
(ПО ВИНОГРАДОВУ)
нецелесообразности ь использования церковнославянского языка;
живые элементы церковнославянского языка
можно найти в бытовой практике религиозного культа;
частью структуры литературного языка - формы народной речи.
Слайд 15 Все слова российского языка Ломоносов делит на три рода «речений».:
Первый
род «речений» «Бог», «слава», «рука», «ныне», «почитаю» и др.
Второй род «речений» «господень», «взываю», «отверзаю», «насажденный»
Третий род «речений» «ручей», «говорю», «пока», «которой», «лишь».
Слайд 16Ломоносов выбрасывает из языка архаизмы, «обветшалые речения» и варваризмы, т. е.
слова, без нужды заимствованные из иностранного языка.
Слайд 17Соответственно этим трем родам «речений», т. е. соединениям слов трёх первых
групп, Ломоносов устанавливает три «штиля» (словарноречевых строя):
высокий,
посредственный (средний)
низкий.
ОДЫ ЛОМОНОСОВА:
ПОХВАЛЬНЫЕ
Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
Ода в торжественный праздник высокого рождения Иоанна Третиего 1741 года августа 12 дня
Ода блаженный памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года
Первые трофеи Иоанна III, чрез преславную над шведами победу августа 23 дня 1741 года в Финляндии
Ода на прибытие из Голстинии и на день рождения великого князя Петра Феодоровича
ОДЫ ДУХОВНЫЕ
Преложение Псалма 1.
Утреннее размышление о Божием величестве.
Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.
Слайд 20Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
<…>
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия
на Всероссийский престол
Её Величества Государыни
Императрицы Елизаветы Петровны
Слайд 21
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем
одарен!
<…>
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен
<…>
М. В. Ломоносов. Кузнечик дорогой…
Слайд 22
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе
предпочтена.
<…>
Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки
И крупичатой муки.
М. В. Ломоносов. Гимн бороде
Слайд 23Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией.
Слайд 24
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные
и безударные слоги.
Слайд 25
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.
Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Слайд 26Поэтическое творчество занимало
большое место в духовном мире
Ломоносова. « Стихотворство - моя
утеха...»,-
писал он в «Российской грамматике».
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
Слайд 27Личность Ломоносова, его научная и литературная
деятельность сыграли
первостепенную роль в
развитии сознания русского
общества
и оставили
глубокий след в истории
русской культуры.
Слайд 28Награды имени Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в
государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.