Слайд 1«Совершенствование орфографической зоркости младших школьников на основе развития познавательных УУД»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №117»
Сормовского района
г. Нижнего Новгорода
Лощанина Наталья Анатольевна
Педагогический стаж: 37 лет
Образование: высшее
УМК – «Школа России»
Слайд 2Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.
Актуальность проблемы:
отсутствие единой точки
зрения у авторов на проблемы орфографической зоркости;
ежегодное увеличение количества детей с речевыми нарушениями;
«неумение» учащимися видеть орфограммы;
большое количество орфограмм, встречающихся в программе начальной школы;
зависимость дальнейшего успешного обучения любой школьной дисциплине.
Слайд 3Условия формирования орфографического навыка:
природа данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно
подчиняется;
орфографическое поле, необходимое для проверки;
опознавательные признаки данной орфограммы;
умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.
Слайд 4Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Требования стандарта по русскому языку:
В
результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Значимые части слова;
Признаки изученных частей речи;
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь:
Различать произношение и написание слов;
Находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
Без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90 слов;
Создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
Использовать приобретённые знания и умения в пракитической деятельности и в повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи;
Работать со словарями.
Слайд 5Ожидаемые результаты:
повышение познавательной самостоятельности и активности школьников;
формирование орфографической грамотности;
развитие орфографической зоркости;
знание
правил правописания;
знание основных единиц фонетического строя русского языка;
усвоение слов, грамматических форм и способов их образования;
умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая известные орфографические и пунктуационные правила;
умение самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знания по русскому языку на межпредметном уровне;
умение работать в материальной и информационной среде начального образования.
Слайд 7Распределение учащихся по уровням сформированности познавательных процессов
42%
38%
Слайд 8Анализ контрольной работы в начале учебного года
Слайд 9Вывод по результатам диагностики
Причины типичных ошибок:
незнание правил;
знание правил, но неумение их
применять;
дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
отсутствует положительная мотивация;
низкий уровень развития произвольности внимания;
несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
низкий уровень объёма и распределения внимания;
низкий уровень развития кратковременной памяти.
Слайд 10Система универсальных учебных действий (УУД)
Познавательные (общеучебные, логические, умение поставить и
решить проблему).
Коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения, объяснить свой выбор, работать в парах, в группе, умение вести диалог).
Регулятивные (умение планировать свою деятельность, ставить цель, осваивать разные алгоритмы, осуществлять самоконтроль и оценку своих работ).
Личностные (самостоятельное определение цели и мотива деятельности; эмоции, интерес, позитивное отношение к себе и к окружающему миру; желание выполнять УД; фантазия при выполнении УД; умение ответить на вопрос: «Какое значение имеет для меня учение?»).
Слайд 11Формирование познавательных УУД на уроках русского языка:
выделение языковых единиц низшего уровня
из единиц высшего;
анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков языковых явлений и лингвистических понятий;
анализ информации теоретических сведений, правил, определений понятий, текстов упражнений и заданий к ним;
сопоставление языковых явлений по отдельным признакам и совокупности признаков;
составление слов, словосочетаний, предложений, текстов;
группировка слов, предложений, текстов по заданным основаниям; определение оснований для классификации;
представление вербальной информации в виде схем, таблиц, рисунков; осмысление и переработка информации схем и таблиц учебника;
овладение построением доказательств; оценка правильности рассуждений и доказательств;
выполнение творческих работ;
участие в проектной деятельности.
Слайд 12Общие направления формирования орфографической зоркости в разных УМК
Осознанное отношение к слову.
Развитие
фонематического слуха.
Формирование представлений об орфограмме и её опознавательных признаках.
Упражнения для выработки орфографической зоркости.
Использование дидактических средств для организации работы по формированию орфографической зоркости.
Специально организованное списывание.
Использование памяток для проведения работы над ошибками.
Графические и цифровые обозначения орфограмм.
Систематическое включение УУД в процесс развития орфографической зоркости.
Слайд 13Теоретическое обоснование
Теоретическую основу работы составили труды учёных по теории
личностно-деятельного подхода к обучению (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (М.С. Соловейчик, Н.С. Рождественский, И.Я. Лернер), труды по русской орфографии (Г.Г. Граник, Л.В. Щерба, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая), исследования по методике преподавания русского языка (М.М. Разумовская, М.Р. Львов, П.С. Жедек, П.С. Тоцкий).
Слайд 14 Новизна данной работы заключается в том, что по-новому интерпретированы методические приёмы
изучения орфографии.
Практическая значимость определяется тем, что предлагаемые материалы могут найти широкое применение в школах.
Отличительная особенность заданий – они направлены на развитие логического мышления.
Объектом исследования является формирование УУД на уроках русского языка.
Предметом – упражнения и задания, направленные на формирование УУД.
В работе были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ специальной литературы (статей, ФГОС, программы), анализ уже имеющихся продуктов (учебников);
эмпирические (практические): оценка качества (рецензирование учителем начальной школы).
Слайд 15Цель работы:
Выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических
упражнений, направленных на формирование познавательных УУД на уроках русского языка.
Задачи:
Проанализировать учебник русского языка с целью выявления заданий, направленных на формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Рассмотреть особенности формирования познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Составить систему упражнений по формированию орфографической зоркости в опоре на развитие познавательных УУД.
Оценить степень эффективности предложенной методики.
Слайд 16Система работы по формированию ОЗ
Подготовительный этап
Итоговый этап
Основной этап
общеучебные УУД
логические
УУД
творческие задания
основные виды орфографических упражнений
Слайд 17Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Диагностика познавательных УУД:
Слайд 18 Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приёмов и средств формирования
орфографической зоркости, дала положительные результаты:
учащиеся усвоили основные виды орфограмм;
достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;
возрос интерес детей к урокам русского языка, и, в частности, к орфографии.
Слайд 19Итог работы:
предложенная система работы, т.е. разделение на этапы, повышает, как показала
практика, результативность формирования орфографической зоркости у младших школьников;
разработана разноуровневая система орфографических упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у учащихся начальных классов;
доказана необходимость создания и внедрения системы отработки орфографической грамотности на всех ступенях обучения через индивидуальный орфографический алгоритм, который позволяет повысить уровень обученности по предмету и качество образования в целом.
Слайд 20Литература.
Александрова Г. Занимательный русский язык. – С-П.: Тригон, 1997.
Алексеева Н.В., Веселовацкая
А.В. Статья «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе». – С-П.: журнал «Современная наука» №2 (5), 2011.
Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников.// Вопросы психологии – 1983, №5.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии, - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
Дик Н.Ф. Занимательные игры с буквами и словами в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах// Под ред.М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 1992.
Канакина В.П. Радость познания в слове. – М.: Новая школа, 1996.
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. – М.: Владос, 2003.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 2001.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – С-П.: Стройлеспечать, 1995.
Овсянникова В.И., Яшина Н.Ю. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка. – Н.Новгород: Издательство НГПУ, 2005.
Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993.
Слайд 21Стандарты второго поколения. Как проектировать УУД в начальной школе. От действий
к мысли. – М.: Просвещение, 2011.
Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Систем заданий. – М.: Просвещение, 2011.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. – М.: АСТ*Астрель, 2012.
Ушинский К.Д. Русская школа. – М.: Институт русской цивилизации, 2015.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.
Яшина Н.Ю. Формирование лингвистических понятий у младших школьников. – НИРО, 2007.
Интернет-ресурсы:
http://peuma.unblog.fr/
http://nsportal.ru/
Слайд 22Характеристики орфограмм, изучаемых в начальной школе
Слайд 241. Общеучебные УД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой
информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические – моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд 252. Логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как
составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, выполняя недостающие компоненты;
выбор основание и критериев для сравнения, сериации, квалификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Постановка и решение проблемы:
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
назад
Слайд 26Подготовительный этап
Упражнения:
ежедневное занятие звуковым анализом:
предъявлять готовую модель для самоконтроля;
использовать способ протяжного
интонирования звука в целом слове (с-с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р);
приём трансформации (логогрифы: щель-ель, столб-стол, уточка-точка);
работа в парах со своими модельками;
подбор слов к звуковым моделям;
использовать задания-ловушки (сколько звуков в слове «два»?; какое слово длиннее: «час» или «минута»?; мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?);
составьте цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова стал первым звуком следующего слова;
игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Шифровальщики», «Найди опасное место», «Светофор», «Зажги маячок», фонетические загадки (Как звали миленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие. Пуфф или Буфф?);
развитие восприятия: «Треугольники», «Круг», «Что за картина?», «Самые наблюдательные»;
развитие внимания: «Найди ошибки», «Алфавит», «Часы», «Самый внимательный»;
развитие памяти: «Запоминаем слова», «Чей предмет?», «Цвета», «Пересказ по кругу».
назад
Слайд 32Логические УУД:
Занимательный материал:
ребусы;
словарное лото;
колесо приставок;
игра в рифмы;
превращения слов
скороговорки;
игра «Буквы-озорницы»;
игра с приставками;
игра «Соберите слово»;
игра «Зоркий глаз»
Слайд 34Виды упражнений по развитию логического мышления:
Сравнение
Классификация
Слайд 35Отношение между понятиями (часть – целое, род - вид)
Развитие аналитико-синтетического мышления
Слайд 37Обобщение
1 уровень. Замени одним словом:
Часть растения под землёй. (Корень)
Рабочий, который делает
металлические изделия. (Токарь)
2 уровень. Скажи одним словом:
Обвести вокруг пальца - … (обмануть)
Прикусить язык - … (замолчать)
Бить баклуши - …(бездельничать)
3 уровень. Зашифруйте пословицу (измените все признаки на противоположные).
Умный и без денег богат.
Написание слов с парными согласными
1 уровень. Вставьте пропущенные буквы:
сосе…ка, шу…ка, мы…ка, шка…чик, бесе…ка
2 уровень. Допиши предложения словами с противоположным значением, в скобках пиши проверочные слова:
камень т…жёлый, а пух …
тополь высокий, а ш…повник …
3 уровень. Исправьте ошибки, напишите проверочные слова:
снешки, мяхкий, ропкий, крушка, кокти, пряшка
назад
Слайд 39Основные виды орфографических упражнений:
Слайд 41Итоговый этап
Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами
в какой-либо письменной работе.
Итоговая диагностика:
Слайд 42Сравнительная диаграмма входной и итоговой диагностик
назад