Слайд 1Часть речи.
Образное, изящное.
Добавляет, уточняет, разъясняет.
Соединяет в себе признаки глагола и
наречия.
?
Слайд 2Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие»
Урок русского языка
в 7
классе
Слайд 3Цели урока:
Повторить и обобщить изученное о деепричастии, систематизировать полученные знания.
Совершенствовать навыки правописания и употребления в речи деепричастий и деепричастных оборотов.
Развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся.
Воспитывать внимание, наблюдательность, любовь к родному языку.
Слайд 4Задачи урока
1.Усиление практической направленности обучения в области морфологии.
2.Усвоение теоретических сведений, осуществляемых
в практической деятельности учащихся.
3.Обогащение словарного запаса учащихся.
Слайд 5 Вопросы к кластеру
1.Что такое деепричастие ?
2.Что обозначает деепричастие?
3.
В СС соединяется с главным словом …(указать способ связи).
4.От глагола деепричастие «унаследовало»… .
5.Синтаксическая роль в предложении.
Слайд 6Несомненное их (деепричастий) преимущество заключено в их краткости
и динамичности.
Д.Э.Розенталь.
Слайд 7Деепричастие
Дее (от деяти в значении делать) + причастие
Термин введён в грамматику
М.Смотрицким
в начале ХYII века
Деепричастие
Дееспособный
Деятель
Действие
К действию причастное
Слайд 8Наречие Деепричастие Глагол
Вопрос
Синтаксическая роль
Неизменяемость
Вид
Возвратность
Добавочное действие
Слайд 10Четвёртое лишнее
Свернув, замерзая, перепрыгнув, прикоснувшись.
(Не)думая, (не)выбирая, (не)навидя, (не)глядя.
Думая, питая, ждя,
возрастая.
Слайд 11Деепричастия
несовершенного вида
Обозначают незаконченное добавочное действие.
Отвечают на вопрос
ЧТО ДЕЛАЯ?
Слайд 12Деепричастия
несовершенного вида
основа
наст. вр. +
несов.вид
А (Я)
Непродуктивные суффиксы:
-УЧИ
(-ЮЧИ)
Слайд 13Деепричастия
совершенного вида
Обозначают законченное добавочное действие.
Отвечают на вопрос
ЧТО СДЕЛАВ?
Слайд 14Выиграть + =
выиграв
Коснуться + =
коснувшись
В
ВШИ
Слайд 15Многое могут рассказать улицы Тулы, поведать о славной истории города и
интересных людях.
Слайд 16Проспект Ленина – главная улица города
которая именовалась в XIX веке
Киевской.
Когда – то В.А.Жуковский, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов любовались нашим городом, когда гуляли по Киевской улице.
На ней находилась Киевская застава с караульными
помещениями для стражников, которые взимали плату за проезд и предотвращали проникновение в него разбойных людей.
Слайд 17На улице Миллионной (ныне Октябрьской) жили богатейшие люди Тулы.
Это единственная улица,
которая имела только кирпичные дома, электрическое освещение, тротуары, конку.
Слайд 19 Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой,
топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг. Днем было жарко, но к вечеру резко посвежело, и крупные звезды снижались к самой крыше, сверкая острым льдистым блеском. Казалось, от их дыхания холодеет воздух, зябко ежатся деревья, и травы по утрам сгибаются под матовыми дробинами грузной росы, и резные листья берез грустно шелестят, охваченные по краям вкрадчивой тишиной.
Ф.Нестеров.
Слайд 20 текст
Благоухая сохли травы
дымясь курились облака.
И не пуская тьму ночную на золотые небеса одна заря сменить другую спешит дав ночи полчаса.
Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат.
Рыдая глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба проснувшись отсрочит денька на два отъезд».
Слайд 21 ключ
Благоухая, сохли травы,
дымясь, курились облака.
И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.
Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат.
Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».
Слайд 22Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым грохотом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих,
прохладою дыша.
И.Бунин
Слайд 23Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
Радостно
волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая…
А.Плещеев
Слайд 24Отгадайте фразеологизм!
говори подумавши, садись осмотревшись;
не зная броду, не суйся в воду;
сломя
голову, очертя голову, стремя голову (стремглав);
ходить, задрав нос.
Слайд 25Ключ 1. Ключ 2.
1.
а,б 1.б,в
2. а,г 2.а,в
3. в,г 3.б,г
Оценка Ошибки
«5» 0
«4» 1-2
«3» 3-4
«2» более 4-х
Слайд 26 Передайте ваше состояние, составив предложение с деепричастиями и деепричастными
оборотами.
Слайд 27 Домашнее задание (по выбору):
Упражнение № 182 (конструирование предложений с
деепричастными оборотами).
Составить тест по теме «Деепричастие».
Написать эссе на тему «Роль деепричастий в нашей речи».