Презентация, доклад на тему Прецентация по литературе Выразительные средства языка

Содержание

Цели урока:Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь находить их в тексте, определять их роль.

Слайд 1Выразительные средства языка
Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край
Выразительные средства языкаГлухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская,

Слайд 2Цели урока:
Знать изобразительно-выразительные средства языка.
Уметь находить их в тексте, определять

их роль.
Цели урока:Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь находить их в тексте, определять их роль.

Слайд 3

Эпитет- красочное определение.

Постоянные

Добрый молодец
Красна девица
Буйный ветер
Слово верное
Поле чистое

Изобразительные

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы


Слайд 4Способы выражения эпитетов

Способы выражения эпитетов

Слайд 5Прилагательные, выступающие в роли определения.
Например: «Белеет парус одинокий» (М.Ю. Лермонтов).
«Сколько

там было кудрявых берез…» (Н.А. Некрасов)
Прилагательные, выступающие в роли определения. Например: «Белеет парус одинокий» (М.Ю. Лермонтов).«Сколько там было кудрявых берез…» (Н.А. Некрасов)

Слайд 6Существительные, выступающие в качестве приложения или сказуемых, дающих образную характеристику предмета.


Например: Волшебница-зима; мать - сыра земля.
Существительные, выступающие в качестве приложения или сказуемых, дающих образную характеристику предмета. Например: Волшебница-зима; мать - сыра земля.

Слайд 7Наречия, выступающие в роли обстоятельства.
Например: «На севере диком стоит одиноко…»

(Лермонтов М.Ю.).
Наречия, выступающие в роли обстоятельства. Например: «На севере диком стоит одиноко…» (Лермонтов М.Ю.).

Слайд 8Местоимения, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души.
Например:

«Ведь были схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!» (Лермонтов М.Ю.)
Местоимения, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души. Например: «Ведь были схватки боевые, Да, говорят,

Слайд 9Найдите эпитеты
1.Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
С.Есенин
2. Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
С.Есенин
3. Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Н.Гумилев


Найдите эпитеты1.Край любимый! Сердцу снятся  Скирды солнца в водах лонных.  Я хотел бы затеряться

Слайд 10Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются

свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

лес проснулся (сравните: ребенок проснулся),
камыш шепчет (девушка шепчет),
темнота подкралась (разведчик подкрался).

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью

Слайд 11Найдите олицетворение
1.Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
С.Есенин
2. Лазурь небесная смеётся, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой.
Ф.Тютчев
3. Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу И звезда с звездою говорит.
                                              М. Лермонтов


Найдите олицетворение1.Мелколесье. Степь и дали.   Свет луны во все концы.   Вот опять вдруг

Слайд 12Гипербола – художественное преувеличение с целью усиления. Например:
И больше века

длится день...
Гипербола – художественное преувеличение с целью усиления. Например: И больше века длится день...

Слайд 131.У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что

если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
Н.В. Гоголь.
2.Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» .
В. Высоцкий.
3. Разливы рек ее, подобные морям.
М.Ю. Лермонтов.
4.В сто сорок солнц закат пылал…
В.В. Маяковский
5. Ударил Змей Горыныч добра молодца, и ушел Иван по пояс в сыру землю.
6.Проголодался – слона могу съесть!



Найдите гиперболу

1.У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в

Слайд 14Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится

художественное преуменьшение величины..

мужичок-с-ноготок,
мальчик-с-пальчик,
девочка-дюймовочка,
избушка на курьих ножках.

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины..мужичок-с-ноготок,мальчик-с-пальчик, девочка-дюймовочка, избушка на

Слайд 151.В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а

сам с ноготок!
2. Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал, Что из крыльев комаришки Сделал две себе манишки.
3. Ваш спиц, прелестный шпиц, не более наперстка.
4. Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!

Найдите литоту

1.В больших сапогах, в полушубке овчинном,   В больших рукавицах… а сам с ноготок!2. Мой Лизочек

Слайд 16Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или

явления другому по сходству или контрасту.

озеро, как зеркало — зеркало озера;
руки, как золото — золотые руки;
волосы, как серебро — серебряные волосы.

Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.озеро,

Слайд 17Назовите метафору

Назовите метафору

Слайд 19Найдите метафору
1.Черемуха душистая С весною расцвела И

ветки золотистые, Что кудри, завила.

2. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.

3. Дул север. Плакала трава И ветви о недавнем зное, И роз, проснувшихся едва, Сжималось сердце молодое.
Найдите метафору1.Черемуха душистая    С весною расцвела    И ветки золотистые,

Слайд 20Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов

или состояний.

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи…
Ф.Тютчев

Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.Внизу, как зеркало стальное,Синеют озера

Слайд 211.Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в

сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Н.Заболоцкий
2. На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен.
А. Н. Толстой

3. На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы. 
И.С. Тургенев


Найдите сравнение

1.Раньше был он звонкий, точно птица,Как родник, струился и звенел,Точно весь в сиянии излитьсяПо стальному проводу хотел.А потом,

Слайд 22Назовите сравнение

Назовите сравнение

Слайд 25Градация –такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет)

значение предыдущего.

Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой;
Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольной царицей;
Не хочу быть вольной царицей,
А хочу быть владычицей морскою.
А.Пушкин

Градация –такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего. Не хочу быть черной

Слайд 26Градация
восходящая
нисходящая
Расположение слов в порядке усиливающего значение

Улыбнулся, засмеялся, захохотал
Расположение слов в порядке

уменьшающего значения

Захохотал, засмеялся, улыбнулся
ГрадациявосходящаянисходящаяРасположение слов в порядке усиливающего значениеУлыбнулся, засмеялся, захохоталРасположение слов в порядке уменьшающего значенияЗахохотал, засмеялся, улыбнулся

Слайд 27Найдите градацию
1.Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать,

уничтожить, раздавить.
А.Чехов
2. Он волновался, тревожился, сходил с ума…Ручьи, реки, озера, океаны слез…
Ф. Достоевский

3. Что-то неуловимо восточное было в его лице,на седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза
Найдите градацию1.Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить.

Слайд 28Оксюморон -сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого)
Прибавить на

минус,
благородный бандит,
честный мошенник,
террариум друзей,
бесконечный тупик,
горячий снег,
жареное мороженое,
мужественная женщина.

горькая радость,
звонкая тишина,
громкое молчание,
горячий лёд,
сладкая боль,
правдивая ложь.

Оксюморон -сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого)Прибавить на минус, благородный бандит, честный мошенник, террариум

Слайд 29Часто оксюморон используют в названиях произведений

Часто оксюморон используют в названиях произведений

Слайд 30Найдите оксюморон
1.Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я

пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.
А.Пушкин

2. Беспокойная ласковость взгляда, И поддельная краска ланит, И убогая роскошь наряда — Всё не в пользу её говорит.
Н.Некрасов



3.Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг.
М.Лермонтов

4.Но перед ним туда навек закрыта дверь, Где радость теплится страданья.
А.Фет

Найдите оксюморон1.Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В

Слайд 315.Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.

А.Ахматова.

6.С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив?
С.Есенин.
5.Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.

Слайд 32Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку

небосклона.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!".

С.Есенин

Прочитайте выразительно. Озаглавьте текст.

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные березки,

Слайд 33Какова его тема?
Каков характер стихотворения?
Какое настроение создает стихотворение Сергея

Есенина “С добрым утром”?
Какими средствами выразительности языка воспользовался поэт?
Какова его тема? Каков характер стихотворения? Какое настроение создает стихотворение Сергея Есенина “С добрым утром”? Какими средствами

Слайд 34Печален степи вид, где без препон, Волнуя лишь серебряный ковыль, Скитается летучий аквилон И

пред собой свободно гонит пыль; И где кругом, как зорко ни смотри, Встречает взгляд березы две иль три, Которые под синеватой мглой Чернеют вечером в дали пустой…
М. Лермонтов
Печален степи вид, где без препон, Волнуя лишь серебряный ковыль, Скитается летучий аквилон И пред собой свободно

Слайд 35Словарь
Препона – преграда

Аквилон – у древних римлян северный ветер

СловарьПрепона – преградаАквилон – у древних римлян северный ветер

Слайд 36Какова его тема?
Каков характер стихотворения?
Какое настроение создает стихотворение М.Ю.Лермонтова?


Какими средствами выразительности языка воспользовался поэт?
Какова его тема? Каков характер стихотворения? Какое настроение создает стихотворение М.Ю.Лермонтова? Какими средствами выразительности языка воспользовался поэт?

Слайд 37Смотри! Полосатая кошка На тумбе сидит, как матрёшка! Но спрыгнет - и

ходит, как щука, Рассердится - прямо гадюка! Свернётся - покажется шапкой, Растянется - выглядит тряпкой... Похожа на всех понемножку. А изредка - даже... на кошку! Вероятно, труднее всего Превратиться в себя самого.
Новелла Матвеева

Она умеет превращаться

Найдите выразительные средства языка.

Смотри!  Полосатая кошка  На тумбе сидит, как матрёшка! Но спрыгнет - и ходит, как щука,

Слайд 38Творческая работа
Используя выразительные средства языка, составьте небольшой текст по картине.

Творческая работаИспользуя выразительные средства языка, составьте небольшой текст по картине.

Слайд 39

Домашнее задание
Сделать анализ стихотворения по плану
Автор и название стихотворения
Тема
Какое настроение преобладает

в стихотворении?
Выразительные средства, которые использовал автор. Привести примеры.

Домашнее заданиеСделать анализ стихотворения по плануАвтор и название стихотворенияТемаКакое настроение преобладает в стихотворении?Выразительные средства, которые использовал автор.

Слайд 40Зима недаром злится
Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно

стучится И гонит со двора.
И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя...
Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.
Ф.Тютчев
Зима недаром злитсяЗима недаром злится,  Прошла её пора — Весна в окно стучится  И гонит

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть