Слайд 1
Сочинения - рассуждения
Отзыв Рецензия Эссе
Слайд 2Тема, проблема и идея текста
Наша задача – научиться писать
сочинения – рассуждения в форме отзыва, эссе, рецензии. При подготовке к данному виду работы учащийся должен научиться определять тему и идею текста.
Задача пишущего – высказаться по конкретной проблеме, заявленной в тексте, а не вообще что-либо написать
Итак, первый этап работы -определить тему и идею текста.
Часто главная тема подчеркивается автором в заглавии произведения, например: «Кто виноват?» А. И. Герцена.
Слайд 3В непосредственной связи с темой оказывается проблема произведения – основной вопрос(или
круг вопросов), поставленный и решаемый автором.
Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить ее, ответить на поставленные вопросы, то есть дать идейную оценку.
Итак, тема- основное содержание текста, проблема-та сторона действительности, которая особенно интересует автора, а идея-это авторское отношение к тому, что он изображает.
Слайд 4 Сочинение-рассуждение
Сочинение - рассуждение предполагает определенную свободу в
изложении материала, т. к. автор должен представить свои мысли, возникшие после прочтения текста.
Кроме выражения своей оценки, в подобном сочинении автор должен высказать аргументированную позицию, доказывая ее анализом текста. Сочинение-рассуждение должно содержать тезис, его доказательство, а также вывод. В рамках рассуждения можно выделить следующие виды сочинений: отзыв, рецензия и эссе
Слайд 5Отзыв
В отзыве о предложенном тексте ученику необходимо высказать свое мнение-не обязательно
критическое.
Для того чтобы написать отзыв, нужно очень внимательно прочитать предложенный текст.
Определить его тему, идею. Если текст актуален, объяснить, что именно составляет его актуальность. Сформулировать свое отношение к проблеме. Обосновать свою точку зрения.
Если вы сумеете грамотно выстроить систему доказательств, то, возможно, убедите читающего в своей правоте
Слайд 6Отрывок из сочинения- отзыва
Наше представление о Байкале
изменилось, когда мы прочитали отрывок из рассказа А.П.Муранова «Голубые очи планеты».С интересом читаем легенду о величественном и живописном Байкале. Мы наблюдаем, как разворачиваются события: вот непокорная Ангара спешит к своему возлюбленному, вот суровый старик-отец спрятал её в хрустальный дворец. Несмотря ни на какие трудности, она прибежала к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.
Рассказ заставляет нас задуматься о всепобеждающей силе любви.
Слайд 7 Рецензия
Рецензия - письменный разбор, содержащий
критическую оценку произведения.
В рецензии можно также передать свое впечатление от самого процесса чтения: легко ли читается текст, или для постижения его глубины необходима тщательная мыслительная работа. Далее необходимо определить тему текста.
Слайд 8Следующий этап- выявление отношения к проблеме со стороны автора. Подумайте, каково
ваше отношение к проблеме. Сопоставьте точки зрения-свою и автора. Обоснуйте свою точку зрения. Помните, что её нужно аргументировать! Не боитесь того, что ваша точка зрения не совпадет с позицией проверяющего.
В рецензии необходимо оценить художественное своеобразие текста, выявить использованные в нем средства связи.
Не забывайте о том, что простой пересказ текста-не рецензия. Необходимо оценивать, критически разбирая текст.
Слайд 9Отрывок из сочинения - рецензии
Рассказ А.П.Муранова «Голубые очи
планеты» - художественного стиля. Задача писателя – эмоционально воздействовать на чувства читателя. Это достигается благодаря тому, что автор использует различные изобразительные средства. Повествование основано на олицетворении: перед нами живой старик – Байкал, непокорная Ангара, старый богатый Иркут, юный богатырь Енисей. Они – действующие лица рассказа. Как людям, мы им сочувствуем, вместе с ними радуемся и огорчаемся.
Слайд 10 Эссе
Эссе-наиболее свободный жанр
сочинения. Эссе как жанр сочинения восходит к эссе как литературной форме. .Литературное эссе-это небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.
В эссе могут быть элементы повествования или описания, но его главная задача-рассуждение, выражение открытой авторской поэзии, поэтому в эссе отсутствуют вымышленные персонажи и связующий их сюжет.
Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, использованием разговорной лексики. Для эссе характерны импровизация в трактовке произведения, непринужденная манера изложения. Композиция эссе свободна.
Слайд 11 Отрывок из сочинения - эссе
Рассказ А.П.Муранова читаешь с
огромным интересом, к содержанию текста хочется возвращаться вновь и вновь. Читая этот рассказ, мы вместе с автором проникаемся уважением к Байкалу, узнаём о легенде, которую, оказывается, «знает в тех краях и стар и млад». Эта легенда о величественном и живописном Байкале, о его «дочери» Ангаре, её «братьях» - притоках могучего Байкала.
Слайд 12 Автор
учитель русского языка МБОУ Страшевичская СОШ
Цуканова