Презентация, доклад на тему Сложное предложение, его виды. ССП. Знаки препинания в ССП

Содержание

Сегодня мы поговорим о…Сложном предложении;Его видах;Сложноподчиненном предложении;Знаках препинания в ССП.

Слайд 1Автор Клименко Алина Викторовна
Дополнительная образовательная программа «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский

язык
Автор Клименко Алина ВикторовнаДополнительная образовательная программа  «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский язык

Слайд 2Сегодня мы поговорим о…
Сложном предложении;
Его видах;
Сложноподчиненном предложении;
Знаках препинания в ССП.

Сегодня мы поговорим о…Сложном предложении;Его видах;Сложноподчиненном предложении;Знаках препинания в ССП.

Слайд 3Что такое сложное предложение?
Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе

не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
Простое предложение сообщает об одной отдельной ситуации.
Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.
Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.
Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.
Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.
Что такое сложное предложение?Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не

Слайд 4Практическая работа
Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите средства связи между частями

сложных предложений. Обозначьте вид сложного предложения.

1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев)
2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин)
3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский)
4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
Практическая работаНайдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите средства связи между частями сложных предложений. Обозначьте вид сложного

Слайд 5Практическая работа
Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи

и устраняя повтор слов. 
Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены.

1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Практическая работаИз данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов. Объясните, какие новые

Слайд 6Практическая работа
Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений. Объясните знаки

препинания.
Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба.
Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую.
Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.
А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.
В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой.
Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.
Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский)
Практическая работаРасставьте недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений. Объясните знаки препинания. Я узнал что осень смешала

Слайд 7Практическая работа
Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические

основы. Определите вид каждого сложного предложения и расскажите, как связаны в нем простые.
Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.
Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет.
Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать.
Отчего нам было скучно, мы не знали.
Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую.
Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет.
Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке.
Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии.
Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах.
Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу. (По Ю. П. Казакову.) 
Практическая работаПрочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения

Слайд 8Виды сложных предложений
В зависимости от способа связи простых предложений в составе

сложного все сложные предложения делятся на два основных типа:
1. бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации);
2. союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).
Виды сложных предложенийВ зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два

Слайд 9Виды союзных предложений
Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
В сложносочиненных предложениях

простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то ... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.
В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.
В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).
Виды союзных предложенийСоюзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а,

Слайд 10Сложносочиненное предложение
Сложносочиненное предложение – это предложение, в котором простые предложения связаны

сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.
Между простыми предложениями, входящими в состав ССП, существует сочинительная связь, которая осуществляется с помощью сочинительных союзов:
соединительных;
противительных;
разделительных.
Сложносочиненное предложениеСложносочиненное предложение – это предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны

Слайд 11ССП с соединительными союзами
Соединительные союзы «и», «да» (= «и»), «да и», «тоже»,

«также», «ни…ни» соединяют простые предложения, в которых сообщается о фактах, явлениях действительности, происходящих одновременно или следующих друг за другом.
В сложносочиненных предложениях наиболее употребителен союз «и», который соединяет как однородные члены предложения в составе простого,  так и простые предложения в составе сложных.
Например, Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка (К. Ушинский). 
В ССП с повторяющимся союзом «и» существует определенная последовательность событий, совершающихся одновременно,  к  тому же  усиливается утверждение или отрицание.
Например: И чёрные скалы ожили на белом листе, и море било в них тысячью тяжелых батарей, и высоко в небо взлетали брызги. 
ССП с соединительными союзамиСоединительные союзы «и», «да» (= «и»), «да и», «тоже», «также», «ни…ни» соединяют простые предложения, в

Слайд 12ССП с соединительными союзами (продолжение)
Союз «да» равноценен сочинительному союзу «и».
Например,

Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьётся-бежит среди зелёных лугов знакомая наезженная дорога (И. Соколов-Микитов).
Сочинительный союз «да и» обладает значением присоединения.
Например: Ничьего не прошу сожаленья, да и некому будет жалеть (Н. Некрасов).
Союзы «тоже», «также» близки по значению к союзу «и», но могут в контексте иметь дополнительное значение тождества, уподобления.
Например: Но вот конюшня опустела, деревья тоже разошлись (Н. Заболоцкий). На ярмарку собралось много мастеров из ближних городков, были также гости из соседних государств.
В ССП повторяющийся союз «ни…ни» употребляется при перечислении с отрицанием.
Например: Ни ветерок не потянет, ни воробушек не чиликнет, ни ласточка не прощебечет (П. Мельников-Печерский). 
ССП с соединительными союзами (продолжение)Союз «да» равноценен сочинительному союзу «и». Например, Осталась от прежнего высокая белая колокольня,

Слайд 13ССП с противительными союзами
В ССП два простых предложения могут быть соединены

противительными союзами: а; но; да (= «но»); однако; зато; же.
С их помощью выражаются отношения сопоставления или противопоставления одного явления другому.
Сопоставление выражают союзы «а» и «же».
Например: На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна (М. Булгаков). Маквала вдруг спохватилась и унеслась в дом, Нина же еще долго сидела на каменной скамейке под платаном (А. Казбеги).
Союз «зато» имеет значение возмещения.
Например: Левая нога не сгибалась, зато правая прыгала, как у детского щелкуна (М. Булгаков)
Союзы «но», «да», «однако» выражают  уступительные отношения между простыми предложениями в составе СПП.
Например: Раскольников проснулся на следующий день поздно, однако сон не подкрепил его (Ф. Достоевский). Собак — хватает, да они не злые (А. Фадеев). Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе (Лев Толстой).
ССП с противительными союзамиВ ССП два простых предложения могут быть соединены противительными союзами: а; но; да (=

Слайд 14ССП с разделительными союзами
Части СПП, связанные разделительными союзами «или», «либо», «то…то»,

«не то…не то», содержат в себе сообщение о событиях или явлениях, которые исключают друг друга, несовместимы в одно и то же время или чередуются, попеременно сменяя друг друга.
Сложные предложения с разделительными союзами могут также выражать отношения выбора или предположения.
Например:
Либо я устрою все по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).
Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер (А. Фадеев).
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь (Лев Толстой). 
ССП с разделительными союзамиЧасти СПП, связанные разделительными союзами «или», «либо», «то…то», «не то…не то», содержат в себе

Слайд 15Практическая работа
Найдите предикативные основы предложений, поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие

смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и.
Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.)
Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.)
Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.)
Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.)
По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.)
Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.)
Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.)
Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)
Практическая работаНайдите предикативные основы предложений, поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения

Слайд 16Практическая работа
Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован

союз и, а в каком — но.
1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.)
2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)
Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также. Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы?
От голоса Ласточки теплело на душе — голос Дюймовочки согревал своей нежностью.
В траве что-то тревожно зашуршало — треск со стороны куста заставил насторожиться.
Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы — правда, рассказы у него получались неплохо.
Практическая работаОпределите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и, а в каком — но.1) Поросла-убралась

Слайд 17Практическая работа
Раскройте скобки. Определите, где употреблен союз, а где сочетания то

и так с частицей же.
1. Толстый ковер лежал на полу, стены то(же) были увешаны коврами. (М.Горький.)
2. Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке. (М.Горький.)
3. Все белится Лукерья Львовна, все то(же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так(же) глуп, Семен Петрович так(же) скуп. (АПушкин.)
4. И завтра то(же), что вчера. (А.Пушкин.)
5. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он сам, обживались в ней. (Н.Гоголь.)
6. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М.Горький.)
7. Это было очень страшно, но в то(же) время интересно (М.Горький)
8. Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна, как и прежде. (И.Тургенев.)
9. Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же).
10. Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда. 
Практическая работаРаскройте скобки. Определите, где употреблен союз, а где сочетания то и так с частицей же.1. Толстый

Слайд 18Практическая работа
Раскройте скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом.
1) Много

поработали и устали, за(то) все сделали.
2) Поблагодари Диму за(то), что он для тебя сделал.
3) Приют наш мал, за(то) спокоен. (М. Лермонтов)
4) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку. (И. Крылов.)
5) Небо стало очищаться от туч, за(то) ветер еще усилился.
6) Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко.)
7) Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но за(то) многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. (А Куприн.)
8) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, за(то) на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н. Некрасов.)
9) Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает. За(то) на одного из них пришла беда: он костью чуть не подавился. (И. Крылов.)
Практическая работаРаскройте скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом.1) Много поработали и устали, за(то) все сделали.

Слайд 19Практическая работа
В сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей. Определите синтаксические

отношения между ними (соединительные, разделительные и т. д.).
Римский постарался изобразить на лице улыбку, и от этого оно сделалось кислым и злым.
В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно.
Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды.
Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра.
Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче.
Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела… дрожащее озеро московских огней.
«Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу!» — прошипел Азазелло.
След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду.
Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет… (М. Булгаков)
Практическая работаВ сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей. Определите синтаксические отношения между ними (соединительные, разделительные и

Слайд 20Знаки препинания в ССП
1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения

(ССП), отделяются друг от друга запятыми.
Примеры: Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалосьочень темно (Чехов); На улице жара, а цыплятам холодно (Песков).
2. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире.
Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:
Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин).
Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):
Ещё напор – и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два – и старость... (Эренбург).
Знаки препинания в ССП1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения (ССП), отделяются друг от друга запятыми.Примеры: Окна во всех

Слайд 21Знаки препинания в ССП
Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в

значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);
г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);
Знаки препинания в ССПЗапятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:а) простые

Слайд 22Знаки препинания в ССП
д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:
Вы придёте ко

мне или я должен зайти к вам?
е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:
Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);
ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:
Как он смешон и как глупы его выходки!
з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:
Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);
и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:
Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (синонимы: необходимо, надо).
Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:
Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Катаев);
к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения: Мороз и солнце... (Пушкин).
Знаки препинания в ССПд) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:Вы придёте ко мне или я должен зайти к

Слайд 23Практическая работа
Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях,

а в каких — в предложениях с однородными членами. Поставьте нужные знаки препинания.
С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь).
Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов).
Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин).
Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин).
Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).
Практическая работаУкажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких — в предложениях

Слайд 24Практическая работа
Поставьте необходимые знаки препинания.
К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким

ледком.
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов).
С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой.
Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов).
В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин).
Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов).
Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).
Практическая работаПоставьте необходимые знаки препинания.К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. В начале апреля уже шумели

Слайд 25Практическая работа
Расставьте знаки препинания. Назовите предложения, части которых являются: а) назывными,

б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.
Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова)
Пусть безумствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин)
Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин)
Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин)
Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова)
Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы!
В лесу сыро и на опушке прохладно.
Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы.
Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин)
Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение.
Практическая работаРасставьте знаки препинания. Назовите предложения, части которых являются: а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.Зачем

Слайд 26Практическая работа
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.
Он замолчал и

все мятутся и отплывают корабли и слуги верные несутся спешат во все концы земли.
И в свете последних холодных и влас(?)ных лучей звенел хохот Пана и слышался говор нездешних речей.
Мгновенье и в зале весёлой и шумной все стихли и встали испуган(?)о с мест...
Какая-то крикнула птица и вот перед ней замелькали на влаге д..льфины... (Н. Гумилёв)
Простор канвой окутан(?)ый безжизнен(?)ей кулис и месяц весь опутан(?)ый беспомощно повис.
Колосья так недавно сжаты рядами ровными лежат и пальцы тонкие дрожат к таким же как они прижаты.
Практическая работаВставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.Он замолчал и все мятутся и отплывают корабли и

Слайд 27Практическая работа (продолжение)
И не одно сокровище быть может минуя внуков к

правнукам уйдёт и снова скальд чужую песню сложит и как свою её произнесёт. (О. Мандельштам)
Я толковал чужие сны и в бледных бороздах ладоней читал о тайнах глубины и муках длительных агоний но не чужую а свою судьбу читал я в снах бездомных и жадно пил из токов тёмных не прич..щаясь бытию.
Тревожа древний сон могил я поднимал киркою плиты её искал её любил в чертах Микенской Афродиты под гул молитв и дальний звон склонялся в сладостном бессилье пред ликом восковых мадон(?) на знойных улицах Севильи но неизмен(?)а и не та она сквозит за тканью зыбкой и тихо светятся уста неотвратимою улыбкой. (М. Волошин)
Как всё это произошло? Я вошёл в сад а на меня пчёлы; я рванулся к калитке а там собаки; я побежал к домику садовника а на двери замок.
Практическая работа (продолжение)И не одно сокровище быть может минуя внуков к правнукам уйдёт и снова скальд чужую

Слайд 28Практическая работа
Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. В каждом предложении

найдите предикативные основы, подчеркните подлежащее и сказуемое.
А за сараем под сугробом тихо спало маленькое деревце, и ему то(же) снилась весна. (В.Астафьев.)
Егорушка долго оглядывал его а он в то(же) время рассматривал Егорушку. (А.Чехов.)
Заунывная песня то замирала то опять проносилась в стоячем воздухе ручей монотон(н)о журчал а время тянулось бесконечно точно и оно застыло и остановилось. (А.Чехов.)
Это делало жен(ь)щин странными и сказочными и я волей-неволей любовался этой  (не)виданной картиной.  (М.Горький.)
У незнакомца (не)пахнет (ни)чем у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем лаком и свежими деревянными стружками. (А.Чехов.)
Но сапожник вскоре умер и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душой и мелкими житейскими интересами. (А.Куприн.)

Практическая работаПерепишите, раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. В каждом предложении найдите предикативные основы, подчеркните подлежащее и сказуемое.А за сараем

Слайд 29Практическая работа (продолжение)
7) Воспитывался я дома да и чем бы стала

заниматься моя маменька, если бы меня отдали в пансион или в казенное заведение. (И.Тургенев.)
8) Он оглянулся и в конце улицы увидел освещ(о, е)нный угол дома, где он только что жил и куда он уже не вернется больше (ни)когда. (В.Набоков.)
9) Их работа действовала успокоительно и этот ж(е, о)лтый блеск свежего дерева был живее самой живой мечты о минувшем  (ВНабоков)
10) Дальше громоздятся горы все синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебрян(н)ая цепь снеговых вершин. (М.Лермонтов)
11) По обеим сторонам дороги (кое)где (из)под снега выглядывали кустарники но ни один сухой листочек (не)шевелился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы (не)ровное позвякивание русского колокольчика (М.Лермонтов)
12) Ветки цветущих черешен смотрят мне прямо в окнои ветер иногда усыпает мой письменный стол их (бело)розовыми лепестками. (М.Лермонтов)
Практическая работа (продолжение)7) Воспитывался я дома да и чем бы стала заниматься моя маменька, если бы меня

Слайд 30Домашнее задание
Выполнить в СДО лекцию 5.8.

Домашнее задание Выполнить в СДО лекцию 5.8.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть