Презентация, доклад на тему Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах

Содержание

Содержание работы:изучение непроверяемых написаний;изучение слов, подчиняющихся орфографическим правилам;изучение правил написания падежных окончаний имен существительных и прилагательных, а также личных окончаний глаголов.

Слайд 1Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Слайд 2Содержание работы:
изучение непроверяемых написаний;
изучение слов, подчиняющихся орфографическим правилам;
изучение правил написания падежных

окончаний имен существительных и прилагательных, а также личных окончаний глаголов.
Содержание работы:изучение непроверяемых написаний;изучение слов, подчиняющихся орфографическим правилам;изучение правил написания падежных окончаний имен существительных и прилагательных, а

Слайд 3Словарно-орфографическая работа -
изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных

по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и пр.
М.Р. Львов
Словарно-орфографическая работа -  изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по

Слайд 4Принципы русской орфографии
морфологический принцип,
фонематический принцип,
традиционно-исторический принцип,
фонетический принцип,
принцип

дифференциации значений.
Принципы русской орфографииморфологический принцип, фонематический принцип, традиционно-исторический принцип, фонетический принцип, принцип дифференциации значений.

Слайд 5Морфологический принцип
требует, чтобы проверка орфограммы была ориентирована на морфемный

состав слова. Он предполагает единообразие, одинаковое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания независимо от позиционных чередований в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова.
Морфологический принцип  требует, чтобы проверка орфограммы была ориентирована на морфемный состав слова. Он предполагает единообразие, одинаковое

Слайд 6Фонематический принцип
объясняет в основном те же орфограммы, что и

морфологический принцип, но с другой точки зрения, и это позволяет глубже понять природу орфографии. Он более определенно объясняет, почему при проверке безударной гласной буквы следует ориентироваться на ударяемый вариант, на сильную позицию фонемы.
Фонематический принцип  объясняет в основном те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки

Слайд 7Традиционный принцип орфографии
В русском языке много слов, которые

невозможно (или трудно) проверить правилами, и они пишутся так, как принято, то есть по традиции. Это историческая традиция русского языка (калач, собака), или такие слова сохраняют буквенный состав языка-источника (касса, магазин, пассажир). Слова традиционного написания, как правило, иноязычные: вагон – из немецкого, хоккей, компьютер – из английского, октябрь, линия – из латыни, логика – из древнегреческого, арбуз, балык – из тюркских языков.
Традиционный принцип орфографии   В русском языке много слов, которые невозможно (или трудно) проверить правилами, и

Слайд 8Фонетический принцип.
Его суть, в отличие от фонематического, состоит в

максимальном соответствии написаний звуковому составу произносимой речи. В современном письме немало таких написаний, в которых не возникает расхождений между звучанием и письмом: луна, шли, стол, туман, крылья, конь и т.д. В большинстве слов требуют проверки лишь орфограммы, а остальные буквы пишутся фонетически, то есть по звучанию: ло-ж-кой, з-е-лёный. Написание букв, не вошедших в состав орфограмм, на практике не дает ошибок.
Фонетический принцип.  Его суть, в отличие от фонематического, состоит в максимальном соответствии написаний звуковому составу произносимой

Слайд 9Принцип дифференциации значений.
Этот принцип называется также логическим, смысловым, идеографическим.

Дифференцирующие написания применяются тогда, когда пишущий хочет с помощью правописания разграничить понятия, обозначаемые омонимами (омофонами): компания – «группа людей, чем-то объединенных» и кампания – «совокупность военных или каких-либо иных мероприятий».
Принцип дифференциации значений.  Этот принцип называется также логическим, смысловым, идеографическим. Дифференцирующие написания применяются тогда, когда пишущий

Слайд 10Методы и приемы работы:
языковой анализ;
зрительное запоминание;
сопоставление и противопоставление;
составление словосочетаний и предложений;
занимательные

формы работы.
Методы и приемы работы:языковой анализ;зрительное запоминание;сопоставление и противопоставление;составление словосочетаний и предложений;занимательные формы работы.

Слайд 11Метод языкового анализа:
приемы звуко-буквенного анализа;
орфографического комментирования;
устного проговаривания.

Метод языкового анализа:приемы звуко-буквенного анализа;орфографического комментирования;устного проговаривания.

Слайд 12Метод зрительного запоминания -
вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы

зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов.
Метод зрительного запоминания -  вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями,

Слайд 13Метод сопоставления и противопоставления тематических групп заучиваемых слов:

сопоставление названий домашних животных

корова, лошадь, собака;
сопоставление однокоренных слов рабочий, работа, работать, форм слов стакан – стаканы, сравнение по значению машина, машинка, машинистка, деревня – город;
противопоставление учебник, ученик – учитель;
сопоставление зрительного и слухового образов слов.
Метод сопоставления и противопоставления тематических групп заучиваемых слов:сопоставление названий домашних животных корова, лошадь, собака;сопоставление однокоренных слов рабочий,

Слайд 14Прием составления словосочетаний и предложений:
составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка

словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т.п.
составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи.
Прием составления словосочетаний и предложений:составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто,

Слайд 15Занимательные формы работы:
включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
составление

стихотворений с этими словами, загадок, отгадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов.
Занимательные формы работы:включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, загадок, отгадывание

Слайд 16Причины, затрудняющие усвоение новых словарных слов:
работа над непроверяемыми безударными гласными

ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы;
работа носит механический характер и сводится к многократному выписыванию ошибочно написанных слов;
работа сводится к контрольно-повторительным упражнениям;
при знакомстве со словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем.
Причины, затрудняющие усвоение новых словарных слов: работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве

Слайд 17Методические условия работы со словарными словами:
активизация умственной деятельности учащихся и их

памяти;
обучающий характер учебной деятельности;
регулярность в работе с указанными орфограммами.
Методические условия работы со словарными словами:активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;обучающий характер учебной деятельности;регулярность в работе

Слайд 18Этапы работы над новым словарным словом:
предъявление слова;
работа над слуховым образом

слов;
запись слова с «окошком»;
работа над «зрительным» образом слова.
Этапы работы над новым словарным словом: предъявление слова;работа над слуховым образом слов; запись слова с «окошком»; работа

Слайд 19Способы предъявления слова:
чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
рассматривание предметной картинки (из

набора «Картинный словарь»);
описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
Способы предъявления слова: чтение загадки, отгадывание ее учащимися;рассматривание предметной картинки (из набора «Картинный словарь»);описание признаков предмета или

Слайд 20Работа над слуховым образом слова:
слово проговаривается хором;
произносится учениками по одному орфоэпически

(без выделения слогов);
определяется «трудное» место.
Работа над слуховым образом слова:слово проговаривается хором;произносится учениками по одному орфоэпически (без выделения слогов);определяется «трудное» место.

Слайд 21Запись слова с «окошком»:
дети записывают слово, ставя ударение, пропустив букву безударного

гласного. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо сигнал опасности – например, точка: «б.рёза»;
учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, то есть так, как оно написано.
Запись слова с «окошком»:дети записывают слово, ставя ударение, пропустив букву безударного гласного. Вместо пропущенной буквы должен непременно

Слайд 22Работа над «зрительным» образом слова:
задания по подбору к изучаемому слову однокоренных

слов;
упражнения в образовании от слова с непроверяемым написанием новых слов при помощи указанных учителем приставок или суффиксов с последующим наблюдением над лексическим значением образованных слов;
составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений.
Работа над «зрительным» образом слова:задания по подбору к изучаемому слову однокоренных слов;упражнения в образовании от слова с

Слайд 23Связи по значению и сочетаемость с другими словами
Родо-видовые связи: 1) мороз

– холод; 2) мороз – холодная зимняя погода;
Родственные связи: мороз, морозец, морозный, морозно, заморозки, морозить;
Синонимические связи: мороз, холод, стужа;
Антонимические связи: мороз-жара, мороз-зной;
Сочетаемость слов: сильные, жестокие, лютые, январские, ... морозы; мороз ударил, … усиливается, … крепчает, … трещит; на мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять…
Фразеологические сочетания: мороз по коже (по спине) дерет (идет) – возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.
Связи по значению и сочетаемость с другими словамиРодо-видовые связи: 1) мороз – холод; 2) мороз – холодная

Слайд 24Пиши правильно

Пиши правильно

Слайд 25Ответы на шуточные вопросы
завтрак, ракета;
помидор, ребята, дорога;
Родина, сорока;
дежурный, ужин;
карандаш, картина;
картофель,

учитель, понедельник.
Ответы на шуточные вопросы завтрак, ракета;помидор, ребята, дорога;Родина, сорока;дежурный, ужин;карандаш, картина;картофель, учитель, понедельник.

Слайд 27Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1 Второе слово: 3,

1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8

Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определенная буква:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
а г к о р у ф ь л е п с т

Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1 Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7,

Слайд 28Посмотрите на данный шифр:

Ключ: 2-3, 1-6, 2-7. 1-6, 1-4, 1-3

Посмотрите на данный шифр:Ключ: 2-3, 1-6, 2-7. 1-6, 1-4, 1-3

Слайд 29
Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке,

и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

п ф б к т х е ш с р ч ё щ з ц а

Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым

Слайд 30
Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках:

мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы сможете назвать новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках.
Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б),

Слайд 31
Прочитайте написанные на доске слова: выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель,

зн…чение, умн…жать, аб…жур, сл…мался, л…скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная «а», и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Прочитайте написанные на доске слова: выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн…жать, аб…жур, сл…мался, л…скает. Соедините

Слайд 32
Схема 1 Схема

2 Схема 3 Схема 4
(1-я буква) (2-я буква) (3-я буква) (4-я буква)
Род Падеж Д.п., I скл. Падеж
М. Ж. С. И. Р. В. -е, -у, -и Д. П. Р.
озеро дружбу мамы
______________________________________________________________________________________________________________________________
Схема 5 Схема 6 Схема 7
(5-я буква) (6-я буква) (7-я, 8-я буквы)
Предлог Ж.р., I скл. Неопр. ф. гл.
он и к -о, -а, -е -ешь, -ть, -ет
Схема 1        Схема 2

Слайд 33Определите характер смысловой связи между словами в парах:

м…г…зин – пр…давец;
б…льница –

врач…;
т…атр - …ктёр;
к…смический к…рабль - ?
Определите характер смысловой связи между словами в парах:м…г…зин – пр…давец;б…льница – врач…;т…атр - …ктёр;к…смический к…рабль - ?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть