Слайд 1Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
Слайд 2Содержание работы:
изучение непроверяемых написаний;
изучение слов, подчиняющихся орфографическим правилам;
изучение правил написания падежных
окончаний имен существительных и прилагательных, а также личных окончаний глаголов.
Слайд 3Словарно-орфографическая работа -
изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных
по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и пр.
М.Р. Львов
Слайд 4Принципы русской орфографии
морфологический принцип,
фонематический принцип,
традиционно-исторический принцип,
фонетический принцип,
принцип
дифференциации значений.
Слайд 5Морфологический принцип
требует, чтобы проверка орфограммы была ориентирована на морфемный
состав слова. Он предполагает единообразие, одинаковое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания независимо от позиционных чередований в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова.
Слайд 6Фонематический принцип
объясняет в основном те же орфограммы, что и
морфологический принцип, но с другой точки зрения, и это позволяет глубже понять природу орфографии. Он более определенно объясняет, почему при проверке безударной гласной буквы следует ориентироваться на ударяемый вариант, на сильную позицию фонемы.
Слайд 7Традиционный принцип орфографии
В русском языке много слов, которые
невозможно (или трудно) проверить правилами, и они пишутся так, как принято, то есть по традиции. Это историческая традиция русского языка (калач, собака), или такие слова сохраняют буквенный состав языка-источника (касса, магазин, пассажир). Слова традиционного написания, как правило, иноязычные: вагон – из немецкого, хоккей, компьютер – из английского, октябрь, линия – из латыни, логика – из древнегреческого, арбуз, балык – из тюркских языков.
Слайд 8Фонетический принцип.
Его суть, в отличие от фонематического, состоит в
максимальном соответствии написаний звуковому составу произносимой речи. В современном письме немало таких написаний, в которых не возникает расхождений между звучанием и письмом: луна, шли, стол, туман, крылья, конь и т.д. В большинстве слов требуют проверки лишь орфограммы, а остальные буквы пишутся фонетически, то есть по звучанию: ло-ж-кой, з-е-лёный. Написание букв, не вошедших в состав орфограмм, на практике не дает ошибок.
Слайд 9Принцип дифференциации значений.
Этот принцип называется также логическим, смысловым, идеографическим.
Дифференцирующие написания применяются тогда, когда пишущий хочет с помощью правописания разграничить понятия, обозначаемые омонимами (омофонами): компания – «группа людей, чем-то объединенных» и кампания – «совокупность военных или каких-либо иных мероприятий».
Слайд 10Методы и приемы работы:
языковой анализ;
зрительное запоминание;
сопоставление и противопоставление;
составление словосочетаний и предложений;
занимательные
формы работы.
Слайд 11Метод языкового анализа:
приемы звуко-буквенного анализа;
орфографического комментирования;
устного проговаривания.
Слайд 12Метод зрительного запоминания -
вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы
зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов.
Слайд 13Метод сопоставления и противопоставления тематических групп заучиваемых слов:
сопоставление названий домашних животных
корова, лошадь, собака;
сопоставление однокоренных слов рабочий, работа, работать, форм слов стакан – стаканы, сравнение по значению машина, машинка, машинистка, деревня – город;
противопоставление учебник, ученик – учитель;
сопоставление зрительного и слухового образов слов.
Слайд 14Прием составления словосочетаний и предложений:
составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка
словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т.п.
составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи.
Слайд 15Занимательные формы работы:
включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
составление
стихотворений с этими словами, загадок, отгадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов.
Слайд 16Причины, затрудняющие усвоение новых словарных слов:
работа над непроверяемыми безударными гласными
ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы;
работа носит механический характер и сводится к многократному выписыванию ошибочно написанных слов;
работа сводится к контрольно-повторительным упражнениям;
при знакомстве со словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем.
Слайд 17Методические условия работы со словарными словами:
активизация умственной деятельности учащихся и их
памяти;
обучающий характер учебной деятельности;
регулярность в работе с указанными орфограммами.
Слайд 18Этапы работы над новым словарным словом:
предъявление слова;
работа над слуховым образом
слов;
запись слова с «окошком»;
работа над «зрительным» образом слова.
Слайд 19Способы предъявления слова:
чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
рассматривание предметной картинки (из
набора «Картинный словарь»);
описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
Слайд 20Работа над слуховым образом слова:
слово проговаривается хором;
произносится учениками по одному орфоэпически
(без выделения слогов);
определяется «трудное» место.
Слайд 21Запись слова с «окошком»:
дети записывают слово, ставя ударение, пропустив букву безударного
гласного. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо сигнал опасности – например, точка: «б.рёза»;
учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, то есть так, как оно написано.
Слайд 22Работа над «зрительным» образом слова:
задания по подбору к изучаемому слову однокоренных
слов;
упражнения в образовании от слова с непроверяемым написанием новых слов при помощи указанных учителем приставок или суффиксов с последующим наблюдением над лексическим значением образованных слов;
составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений.
Слайд 23Связи по значению и сочетаемость с другими словами
Родо-видовые связи: 1) мороз
– холод; 2) мороз – холодная зимняя погода;
Родственные связи: мороз, морозец, морозный, морозно, заморозки, морозить;
Синонимические связи: мороз, холод, стужа;
Антонимические связи: мороз-жара, мороз-зной;
Сочетаемость слов: сильные, жестокие, лютые, январские, ... морозы; мороз ударил, … усиливается, … крепчает, … трещит; на мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять…
Фразеологические сочетания: мороз по коже (по спине) дерет (идет) – возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.
Слайд 25Ответы на шуточные вопросы
завтрак, ракета;
помидор, ребята, дорога;
Родина, сорока;
дежурный, ужин;
карандаш, картина;
картофель,
учитель, понедельник.
Слайд 27Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1
Второе слово: 3,
1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8
Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определенная буква:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
а г к о р у ф ь л е п с т
Слайд 28Посмотрите на данный шифр:
Ключ: 2-3, 1-6, 2-7. 1-6, 1-4, 1-3
Слайд 29
Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке,
и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
п ф б к т х е ш с р ч ё щ з ц а
Слайд 30
Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках:
мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы сможете назвать новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках.
Слайд 31
Прочитайте написанные на доске слова: выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель,
зн…чение, умн…жать, аб…жур, сл…мался, л…скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная «а», и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
2 Схема 3 Схема 4
(1-я буква) (2-я буква) (3-я буква) (4-я буква)
Род Падеж Д.п., I скл. Падеж
М. Ж. С. И. Р. В. -е, -у, -и Д. П. Р.
озеро дружбу мамы
______________________________________________________________________________________________________________________________
Схема 5 Схема 6 Схема 7
(5-я буква) (6-я буква) (7-я, 8-я буквы)
Предлог Ж.р., I скл. Неопр. ф. гл.
он и к -о, -а, -е -ешь, -ть, -ет
Слайд 33Определите характер смысловой связи между словами в парах:
м…г…зин – пр…давец;
б…льница –
врач…;
т…атр - …ктёр;
к…смический к…рабль - ?