Слайд 1ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ФОНЕТИКЕ
Цели урока:
Повторить основные сведения о фонетике;
Вспомнить, какие орфографические
правила тесно связаны с этим разделом лингвистики,
Тренироваться в выполнении заданий и готовиться к итоговой аттестации по русскому языку
Прививать интерес к изучению русского языка.
Формировать умение применять на практике полученные знания.
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Слайд 5СОСТАВЬ СЛОВО
Глухой согласный в слове «ЛЕВ»
Ударный гласный в слове «АНТИЛОПА»
Первый сонорный
согласный в слове «НОСОРОГ»
Ударный гласный в слове «ЗЕБРА»
Парный по мягкости последнему согласному в слове «ГЕПАРД»
Первый гласный в слове «ГИЕНА»
Последний согласный в слове «ЦЕСАРКА»
Ударный гласный слова «ИГУАНА»
Слайд 6КЛЮЧ
Лев [Ф]
Антилопа [О]
Носорог [Н]
Зебра [Э]
Гепард [Т] – [Т’]
Гиена [И]
Цесарка [К]
Игуана [А]
ФОНЕТИКА
Слайд 7ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ ПО ФОНЕТИКЕ
ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКА И ЧТО ОНА ИЗУЧАЕТ?
НА
КАКИЕ ДВЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ ЗВУКИ? ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ?
ПЕРЕЧИСЛИТЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
КОГДА БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ 1 ЗВУК?
А КОГДА ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ 2 ЗВУКА?
НА КАКИЕ ДВЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ СОГЛАСНЫЕ?
НАЗОВИТЕ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
КАКИЕ СОГЛАСНЫЕ НЕ ИМЕЮТ ПАРЫ ПО ГЛУХОСТИ И ЗВОНКОСТИ?
КАКИЕ СОГЛАСНЫЕ НЕ ИМЕЮТ ПАРЫ ПО ТВЕРДОСТИ И МЯГКОСТИ?
ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.
Слайд 8Перевертыши
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
ожог, лёд, краб, ноль, араб.
Слайд 9КЛЮЧ
[ажо’к]
[л’от]
[крап]
[нол’]
[арап]
Слайд 11ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СЛОВЕ
Запишите группами слова, в которых встречается: 1)
оглушение, 2) озвончение, 3) уподобление и расподобление звуков, 4) упрощение групп согласных. Подчеркните согласные, в которых наблюдаются эти процессы.
Праздник, молотьба, мягкий, косьба, устный, гриб, сделать, ложка, флаг, сбежать, сшить, солнце, расщепить, мягкий, год, сгореть, мыться, местный, рентген, ловко.
Слайд 12ОТВЕТ
1) гриб[п], ложка[ш], год[т], флаг[к], ловко[ф];
2) молотьба[д’], косьба[з’], сделать[з’], сбежать[з’], сгореть[з’];
3)
сшить[ш], мыться[ц], расщепить[щ’], легкий[х’], мягкий[х’];
4) местный – ме[сн]ый, солнце – со[нц]е, рентген – ре[нг’]ен, устный – у[сн]ый, праздник – пра[зн]ик.
Слайд 13Выполните фонетический разбор слов
1 вариант
РАСЧЕТ, ОБЪЕМ
2 вариант
СЧАСТЬЕ, СЪЕЗД
Слайд 14Распределите по колонкам слова
1 колонка
Произноси перед Е твердый согласный
2 колонка
Произноси перед
Е мягкий согласный
Бартер, дебют, демон, теннис, тенор, кашне, текст, музей, дефис, отель, кофе, шинель, модель, шоссе, фонетика, стенд.
Слайд 15Проверь!
1 колонка
Бартер, теннис, кашне, стенд, отель, модель, шоссе, фонетика.
2 колонка
Дебют, демон,
тенор, текст, музей, дефис, кофе, шинель.
ВОПРОС! Какой раздел лингвистики определяет произносительные нормы устной речи?
Слайд 16«Третий лишний»
1) почта, чтобы, точно;
2) вечный, беспечно, конечно.
Слайд 17Итоги урока:
Какие основные понятия фонетики мы сегодня вспомнили?
Что вызывает затруднения?
Слайд 18Домашнее задание:
Выполните фонетический разбор слов:
Обезьяна, ёлка, солнце, ярмарка, колонна, деревня, морковь.