Презентация, доклад на тему Система оценивания на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Содержание

Система оцениванияМеханизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Слайд 1Система оценивания на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС
Родная

Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дарьевская СОШ»
Система оценивания на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОСРодная Ольга Владимировна, учитель русского языка и

Слайд 2Система оценивания
Механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по

поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.
Система оцениванияМеханизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как

Слайд 3Функции оценивания
- обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся

знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;  
- воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;  
- ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний· 
 -  стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  
- диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  
Функции оценивания- обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление,

Слайд 4 Основные подходы к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся
Традиционный
Компетентностный
Возрастание объема знаний,

умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки.

Учета динамики личностного развития воспитанников, сформированности основных метапредметных навыков.

Основные подходы к проблеме оценки образовательных достижений обучающихсяТрадиционныйКомпетентностныйВозрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения

Слайд 5Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС
изменение

понимания результатов образовательной деятельности учащихся;
-развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;
-комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;
-оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;
-введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом  на ФГОСизменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;-развитие

Слайд 6В чем суть правил новой технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно

успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

В чем суть правил новой технологии оценивания? 1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой

Слайд 7В чем суть правил новой технологии оценивания?
4-е правило. Отметки выставляются в

таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».

В чем суть правил новой технологии оценивания?4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в

Слайд 8Критериальное оценивание
Способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на

основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата. 

Критериальное оцениваниеСпособ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности

Слайд 9Особенности критериального подхода 
Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной; 
Способствует

установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса; 
Появляется возможность рефлексии деятельности ученика; 
Ученик осмысливает результаты своей деятельности; 
Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно. 
Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся. 

Особенности критериального подхода  Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной; Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками

Слайд 10Критерии оценивания устного ответа по литературе
Логика при изложении содержания ответа на

вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике; 
Использование научной терминологии в контексте ответа; 
Объяснение причинно-следственных и функциональных связей; 
Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 
Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей. 

Критерии оценивания устного ответа по литературеЛогика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и

Слайд 11Критерии оценивания реферата 
Содержание раскрывает тему ; 
Логичность изложения материала при раскрытии темы,

наличие выводов; 
Оформление реферата соответствует требованиям; 
Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала; 
Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.) 

Критерии оценивания реферата  Содержание раскрывает тему ; Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов; Оформление реферата соответствует требованиям; Реферат

Слайд 12Критерии оценивания выполнения таблицы 
Полное заполнение граф таблицы; 
Записи выполнены кратко и грамотно,

отражают наименование граф; 
Эстетичность оформления работы. 

Критерии оценивания выполнения таблицы  Полное заполнение граф таблицы; Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф; Эстетичность оформления работы. 

Слайд 17«Лестница достижений»
Ученик получает сначала задания первого (базового) уровня, выполнив которые может

перейти на второй уровень. Если не справляется хотя бы с одним заданием (задание не выполнил или выполнил с ошибкой) или попросил помощь учителя, «помощь друга», то не может перейти на другой уровень. Снова получает набор заданий первого уровня. Главное условие перехода на следующий уровень: все задания выполняются правильно и только самостоятельно!

«Лестница достижений»Ученик получает сначала задания первого (базового) уровня, выполнив которые может перейти на второй уровень. Если не

Слайд 18Рефлексивное оценивание
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои

возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять, чтобы ему было комфортно в этой среде.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивное оцениваниеСамостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор,

Слайд 19Рефлексия (самооценка) настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с

изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. Либо «Светофор» - жетоны красного, жёлтого и зелёного цвета.
2. Использование различных изображений:
«Дерево». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. При целеполагании использую этот приём «Дерево» следующим образом, предлагаю написать на белой стороне листочка цель, которую ставит обучающийся для себя на уроке и прикрепить этот листок к дереву на доске магнитом. В конце урока, если достигнута цель, обучающиеся переворачивают листок зелёным цветом вверх и «Дерево» зеленеет.
3. «Метеокарта настроения» - если хорошее настроение рисуем на полях тетради напротив числа и записи «Классная работа» солнышко; если грустно, то тучку, а может появиться и молния!

Рефлексия (самооценка) настроения и эмоционального состояния 1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного,

Слайд 20Рефлексия деятельности
1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся

предлагаю устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;
«Я похвалил бы себя…»;
«Особенно мне понравилось…»;
«Сегодня мне удалось…»;
«Я сумел…»;
«Было трудно…»;
«Я понял, что…»;
«Я научился…» и т.п.
Рефлексия деятельности 1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.В конце учебного занятия обучающимся предлагаю устно или письменно закончить

Слайд 22Упражнение «Плюс – минус – интересно».
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить

таблицу из трех граф. В графу со знаком «+» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Рефлексивная самооценка «Синквейн».

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Упражнение «Плюс – минус – интересно».Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу

Слайд 24«Волшебный сундучок»
Учитель показывает детям сундучок и предлагает: «Давайте соберем в этот

волшебный сундучок все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

«! или ?»
В завершение урока часто провожу и такую рефлексивную оценку:
- Поставьте в конце записей сегодняшнего урока на полях восклицательный знак, если вы себя похвалили себя за урок, знак вопроса – если у вас осталось много вопросов, и т.д.


«Волшебный сундучок»Учитель показывает детям сундучок и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный сундучок все самое интересное, что

Слайд 25Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
 Ребята по

кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из Рефлексивного экрана который сначала я располагала на доске, а потом оформила каждому обучающемуся на карточке в рабочую тетрадь:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на полях рабочей тетради условно отмечать свои ответы: 
«У» синего цвета - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«У» зелёного цвета - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«Я» синего цвета  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«Я» зелёного цвета - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов рефлексивного оценивания «Давайте говорить друг другу комплименты» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

Слайд 26«Блиц опрос респондента»
Какие темы ты изучил? Какие параграфы показались сложными? Какие

новые термины узнал?
Как ты оцениваешь свою работу на уроках? Был ли ты активным? За что ты себя можешь похвалить? А что тебе не понравилось в твоей работе? Расскажи, как ты готовился к занятиям? Кто помогал тебе выполнять домашнее задание?
Какие тексты упражнений тебе понравились? Какие разборы ты умеешь делать на «отлично»? Понравились ли тебе тексты диктантов или изложений? Чем? Были ли интересные темы сочинений или творческих работ?
Кто из ребят тебе помогал? За кого ты особенно рад? Кому нужна помощь? Ты сможешь ему помочь?
Какие планы у тебя на следующую четверть? Как ты будешь их реализовывать?
«Блиц опрос респондента»Какие темы ты изучил? Какие параграфы показались сложными? Какие новые термины узнал? Как ты оцениваешь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть