Презентация, доклад на тему Выступление на областном семинаре Реализация личностно ориентированной модели обучения на основе технологии проблемного диалога

Содержание

Технология проблемного диалога – одна из личностно ориентированных, построена на принципах развивающего обучения, что позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний».

Слайд 1МБОУ « Средняя школа №2» города Велижа

Реализация личностно ориентированной модели обучения

на основе технологии проблемного диалога

Выполнил: Голубев М.А., учитель
русского языка и литературы


Велиж
2016



МБОУ « Средняя школа №2» города ВелижаРеализация личностно ориентированной модели обучения на основе технологии проблемного диалогаВыполнил: Голубев

Слайд 2Технология проблемного диалога – одна из личностно ориентированных, построена на принципах

развивающего обучения, что позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний».
Технология проблемного диалога – одна из личностно ориентированных, построена на принципах развивающего обучения, что позволяет заменить урок

Слайд 3Главная идея ТПД – ориентированность на личность, на формирование ученика как

самостоятельно мыслящего человека (лежит в основе ОС « Школа 2100»).
Главная идея ТПД – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека (лежит в основе

Слайд 4Определение «проблемный диалог» состоит из двух частей: 1) постановка учебной проблемы

и поиск её решения; 2) их осуществление происходит в ходе специально выстроенного диалога.
Определение «проблемный диалог» состоит из двух частей: 1) постановка учебной проблемы и поиск её решения; 2) их

Слайд 5Условия успешной организации учебного диалога:
снятие тормозящих факторов общения;
-восприимчивость к чужому мнению;
-владение

педагогом технологией организации предметного диалога.
Условия успешной организации учебного диалога:снятие тормозящих факторов общения;-восприимчивость к чужому мнению;-владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Слайд 6При проблемном введении материала наиболее эффективен побуждающий диалог: учитель стимулирует учеников

к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез.
При проблемном введении материала наиболее эффективен побуждающий диалог: учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия

Слайд 7Три основных метода постановки учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог;
Подводящий к

теме диалог;
Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Три основных метода постановки учебной проблемы:Побуждающий от проблемной ситуации диалог;Подводящий к теме диалог;Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Слайд 8В процессе подготовки к урокам я разрабатываю побуждающий от проблемной ситуации

диалог применительно к изучаемой теме. Например, на уроке русского языка в 5 классе по теме: « Гласные в суффиксах имен существительных –ек, -ик».
В процессе подготовки к урокам я разрабатываю побуждающий от проблемной ситуации диалог применительно к изучаемой теме. Например,

Слайд 9
Учитель
На доске записано предложение: « Козлик перепрыгнул через овражек».
Найдите, пожалуйста, в

этом предложении существительные и выпишите их в тетрадь.

Какие слова вы выписали?

Обозначьте суффиксы в этих словах?

Из начальных классов вы знаете, что это уменьшительно- ласкательные суффиксы, но что интересного вы заметили?

Какой возникает вопрос?

Значит, тема урока: « Гласные в суффиксах –ек,-ик имен существительных».



Ученик
Ученики выписывают слова.





Козлик, овражек.

В слове козлик суффикс (-ик), овражек (-ек).


В одном слове пишется суффикс –ик, в другом –ек.


Когда в существительных пишется суффикс –ек, а когда – -ик?

УчительНа доске записано предложение: « Козлик перепрыгнул через овражек».Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их

Слайд 10Пример подводящего к теме диалога к уроку русского языка в 5

классе по теме : «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Учитель

На доске начерчены схемы предложений с однородными членами. Что объединяет все эти схемы?

Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? ( Как могут быть связаны однородные члены?)



Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

Назовите ключевые слова нашего диалога.

Сформулируйте , пожалуйста, тему урока.

Ученики

Это схемы предложений с однородными членами.


В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Следовательно, схемы предложений будут разными.


Как правильно расставить знаки препинания.


Однородные члены, знаки препинания.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Пример подводящего к теме диалога к уроку русского языка в 5 классе по теме : «Знаки препинания

Слайд 11Третий метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Пример этого метода на уроке русского языка в 5 классе по теме: « Морфологические признаки имён существительных»

Учитель

Послушайте стихотворение О.Высотской « Веселые рифмы» и найдите ключевые слова:
Отправляя поздравление,
Помни правила склонения,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

Какое словосочетание обобщает все эти термины?

Совершенно верно, тема урока: «Морфологические признаки имён существительных»

Ученики

Склонение , род, число, падеж.








Морфологические признаки.

Третий метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приёмом. Пример этого метода на уроке русского

Слайд 12Поиск решения учебной проблемы
заключается в том, что учитель помогает ученикам открыть

новое знание двумя методами:
побуждающим к гипотезам диалогом;
подводящим к знанию диалогом.
Поиск решения учебной проблемызаключается в том, что учитель помогает ученикам открыть новое знание двумя методами:побуждающим к гипотезам

Слайд 13Пример побуждающего диалога при последовательном выдвижении гипотез, разработанный мною для урока

русского языка в 5 классе по теме: « Гласные в суффиксах –ек,-ик имен существительных»

Учитель

Побуждает от проблемной ситуации к диалогу. Одновременное предъявление противоречивых фактов.

Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе.

Вы согласны или есть возражения?


Ещё есть какие гипотезы?


С этой гипотезой согласны?


.


Ученик

Формулирует проблемный вопрос.



Возможно, в одушевленных существительных пишется суффикс –ик (козлик), а в неодушевленных - -ек( овражек) (ошибочная гипотеза)

Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевленное

Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик(козлик),а после твёрдых - -ек(овражек) (ошибочная гипотеза)

В слове ёжик суффикс –ик пишется после твердого согласного



Пример побуждающего диалога при последовательном выдвижении гипотез, разработанный мною для урока русского языка в 5 классе по

Слайд 14
Учитель
Подсказка к решающей гипотезе.
Просклоняйте данные существительные





Что вы заметили




Давайте возьмём еще другие

слова. Например, мячик, платочек. Просклоняем их. Что вы заметили?

Сформулируйте правило.



Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.







Ученик
И.п. козлик, овражек
Р.П. козлика, овражка
Д.П. козлику, овражку
В.П. козлика, овражек
Т.П. козликом, овражком
П.П. о козлике, об овражке

При склонении существительного козлик суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова овражек буква е из суффикса выпадает во всех падежах ,кроме винительного.

Ученики склоняют.
Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает.

Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется , то пишется суффикс –ик.

УчительПодсказка к решающей гипотезе.Просклоняйте данные существительныеЧто вы заметилиДавайте возьмём еще другие слова. Например, мячик, платочек. Просклоняем их.

Слайд 15Подводящий к знанию диалог не требует выдвижения и проверки гипотез и

представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят учащихся к формулированию нового знания.
Подводящий к знанию диалог не требует выдвижения и проверки гипотез и представляет собой систему посильных ученику вопросов

Слайд 16Привожу пример подводящего без проблемы к знанию диалога на уроке русского

языка в 5 классе по теме: "Разносклоняемые имена существительные".

Учитель
-Понаблюдайте за тем, как склоняется слово время.
На доске: И.п. время Р.п. времени Д.п. времени В.п. время Т.п. временем П.п. о времени.
-По данному образцу самостоятельно просклоняйте существительные: племя (1-ый ряд), бремя (2-ой ряд), путь (3-ий ряд). (У доски работают 3 человека).
-Что у вас получилось?
-Чем отличается существительное путь от существительного племя и бремя?

Ученик
И.п. племя, бремя, путь Р.п. племени, бремени, пути Д.п. племени, бремени, пути В.п. племя, бремя, путь Т.п. племенем, бременем, путем П.п. о племени, о бремени, о пути.








-Путь – мужской род, а племя и бремя – средний род.

Привожу пример подводящего без проблемы к знанию диалога на уроке русского языка в 5 классе по теме:

Слайд 17
-Сравните окончания существительных, что вы заметили?




-Существительные

какого склонения в Р.п., Д.п. и П.п. имеют окончание -и?
-Существительные какого склонения имеют в Т.п. окончание -ем?
-Таким образом, данные существительные имеют окончания разных склонений, поэтому называются разносклоняемыми. Прочитайте их список в учебнике на странице 47 в рамке.

-У существительных бремя и племя абсолютно одинаковые окончания, а у слова путь в И.п. и В.п. нулевое окончание. Во всех словах в родительном, дательном и предложном падежах – окончание -и, а в творительном -ем.
-Третьего склонения.

-Второго склонения.

-Бремя, время, стремя, семя, племя, пламя, знамя, темя, вымя, имя (ср.р.), путь (м.р).

-Сравните окончания существительных, что вы заметили?   -Существительные какого склонения в Р.п., Д.п. и

Слайд 18Привожу пример подводящего без проблемы диалога на уроке русского языка в

5 классе по теме: " Служебные части речи".

Учитель
-Прочитайте слова, записанные на доске в три столбика.





-Почему слова поделены на три группы?

-Как одним словом можно назвать эти части речи?

-Значит, тема урока: "Служебные части речи".

Ученик
-Читают: из и на под а ни в но бы на что ли с чтобы же
-В первом столбике – предлоги, во втором – союзы, в третьем – частицы.

-Служебные

Привожу пример подводящего без проблемы диалога на уроке русского языка в 5 классе по теме:

Слайд 19Обеспечив открытие знания любым из названных способов, перехожу к следующим этапам

учебного процесса – воспроизведению знаний и выполнению упражнений, которые организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющихся в учебнике и дополнительных источников.
Обеспечив открытие знания любым из названных способов, перехожу к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний и

Слайд 20Благодаря проблемно-диалогическому обучению у учащихся развиваются следующие универсальные компетенции: - способность к

исследованию: - способность к коммуникации и организации взаимодействия: - способность принимать решения: - способность осуществлять принятое решение: - способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
Благодаря проблемно-диалогическому обучению у учащихся развиваются следующие универсальные компетенции: - способность к исследованию: - способность к коммуникации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть