Слайд 1
Тема урока: Д. Мамин – Сибиряк «Волки».
Цели:
Обучающая: Познакомить учащихся с
творчеством
Д.Мамина-Сибиряка.
Развивающая: Развивать интеллект, умениие анализировать
и пересказывать текст,
развить мыслительную деятельность.
Воспитательная: Воспитание высоких нравственных качеств:
человеколюбия,
доброго любящего сердца, воспитать заботливость и
уважение к старшим.
Тип урока: Урок знакомства с новым материалом.
Оборудование: Выставка книг Д.Мамина-Сибиряка,
интерактивная доска,
слайды.
Слайд 2
Самый лучший урок – сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая лучшая работа
та, которую ты любишь.
Самая большая потребность – общение.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар – любовь.
Эпиграф урока
Слайд 3
II. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы
познакомились на прошлом
уроке?
(Ю. Яковлев. «Где начинается небо.»)
- О чём этот рассказ?
- Каким вы представляете себе мальчика?
- Какие черты характера вы можете
отметить?
- Помогут ли они ему в будущем?
- Почему автор разговаривал с ним на
равных и даже ощущал его превосходство?
«Мозговой штурм». «Заморочки из бочки».
Слайд 4
ІII. Подготовка к восприятию нового
материала.
Учитель: Ребята, а кого вы видите
на
картине? (волк)
(учитель раздает картинки и делит класс
на три команды, за каждый правильный
ответ команды получают фишки)
- Правильно. Какие ассоциации, ощущения
возникают у вас, когда вы слышите это
слово?
Составление кластера.
Слайд 6Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк
(1852 — 1912)
Слайд 7Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк с мамой.
Слайд 9Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк с дочерью.
Слайд 11Писатели - частые посетители чеховского дома в Ялте. Слева направо: Бунин,
Мамин-Сибиряк, Горький, Телешов.
Слайд 12Скончался Д.Н. Мамин-Сибиряк 2 ноября 1912 г., похоронен в Санкт-Петербурге на
Литераторских мостках
Волковского кладбища.
Слайд 15Учитель: Прежде чем мы познакомимся с произведением, я хочу рассказать вам
немного о волках.(Слайд 2).
Слайд 19
Воспоминания Мухтара Шаханова
По телевизору как - то показывали беседу с человеком
по имени Жума Жумаев, которого в младенчестве украли волки, среди которых он вырос. Многие годы он прожил подле волчицы вместе с ее волчатами и уже совсем одичал, когда его случайно обнаружили охотники. Сначала им пришлось погоняться за диким юношей, прежде чем удалось его поймать и посадить в железную клетку.
- Когда люди посадили меня в клетку, моя мать(так он называл волчицу), рискуя жизнью, отчаянно пыталась освободить меня. Она кусала железные прутья клетки, кружила вокруг, пыталась проникнуть ко мне. К сожалению, охотники застрелили ее. Живя с волками, я не видел ничего плохого. Они очень справедливые. Но среди людей такие добрые отношения и помощь я встречал очень редко, - рассказывает Жума.
Слайд 20ІV. Работа с текстом произведения:
Слайд 21
Словарная работа.
Пасть – азу.
Сторожка – орман күзетшісі тұратын үй.
Не шелохнулся
– қалт етпеді.
Братия - товарищи (жолдастары).
Доброта – мейірбандық, ізгілік, рақымдылық.
Заботливость – қамқоршылық, қамқорлық.
Проблемный вопрос: В чём заключается
братство волков?
Слайд 22
Закрепление темы.
Чтение рассказа учениками по «цепочке».
Почему рассказ назван «Волки», а
не
«волк»?
2. Кто главный герой рассказа?
3. Какое чувство вызывает у вас
старый волк?
Слайд 23V. Анализ художественного произведения
1. Стратегия «Кубизм». Устная работа.
От чьего имени ведется
рассказ?
Слайд 27Где происходило действие рассказа?
Слайд 28Почему рассказ назван «Волки», а не «Волк»?
Слайд 292. Составление диаграммы Венна.
А теперь, ребята, давайте составим диаграмму Венна.
Найдём сходство и
различие волка и собаки.
Слайд 30
Живет дома
Охраняет дом
Друг человека
Не привыкает
к людям
Месть
Живет в лесу
Внешность
Воет
Мясо
Любовь к
детенышам
Вывод: Хотя собака живёт дома, а волк в лесу, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.
Слайд 31Белый волк
Огромный след на белом снегу
Оставил белый призрак леса
Он, уходящий в
темноту
И воющий похлеще беса
Его глаза, как полированный янтарь
И шерсть белее мела
И он не человек, ни тварь
Он оставляет след несмел
Его оскал и белизна зубов
И несравненный слух,
Он лишь создание богов
Мерцающий и снежный дух.
Слайд 33VI. Обобщение по уроку.
В начале урока я поставила проблемный вопрос: В
чём же заключается братство волков?
Слайд 34VII. Рефлексия.
- Какими мыслями хотел поделиться автор?
- Чему же воспитывает это
произведение?
- А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?
Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери, и птицы,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным друзьям!
Слайд 35VIII. Итог урока.
Выставление
оценок.