Слайд 1Педагогические мастерские
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ с.
Зоркино Марксовского района Саратовской области
Слайд 2В педагогических мастерских обеспечивается сочетание технологичности действий учителя и свободы
творчества, предоставляемой ученику.
Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое.
Задача педагога – помочь совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
Слайд 3Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, способствует и стимулирует
творческое саморазвитие личности ребенка.
В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.
Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.
В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы.
Слайд 4В мастерской все дети могут проявить свои таланты, ведь каждый ребенок
обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.
В рамках данной технологии педагог реализует роль не учителя, а «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания.
Изначально занимая с учеником равную позицию, учитель подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, стараясь свести свою информацию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам ( книгам, словарям, энциклопедиям), товарищам.
Слайд 5Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, создаваемой в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с
разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, взаимовоспитания.
В мастерской исключается официальное оценивание работы ученика, доминирующей является самооценка с последующей самокоррекцией через афиширование и работу в группах.
Слайд 6Семь технологических этапов
Технология « Педагогические мастерские» предполагает реализацию семи технологических этапов.
1
этап - индукция (наведение), создание базы для активной творческой, исследовательской работы ученика.
Для решения задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут « ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься.
В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово, стихотворение, термин, памятник архитектуры, картины, музыкальный отрывок, цвет, загадка…
Слайд 72 этап – самоконструкция – оформление ощущений в виде гипотезы, текста,
рисунка, проекта
.
Задача мастера - не мешать ученику в самопроявлении, не смущать его замечанием.
После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос. Педагог должен обеспечить фиксацию высказанных мыслей ( на доске, плакате), не выделяя верные или неправильные суждения.
Слайд 83 этап – социоконструкция. Организуется парная работа.
Формирование пар происходит на основе
сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему.
Каждый участник может выбрать себе пару сам, учитель также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи могут быть озвучены.
Слайд 94 этап – социология.
Процесс рассматривания гипотез, проектов, идей продолжается в малых
группах, сформированных по желанию участников мастерской.
Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища. Мастер поддерживает атмосферу взаимопомощи.
Слайд 105 этап –афиширование.
Результаты работы групп. «Презентации» различных точек зрения на проблему
в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов…
Основная задача этого этапа - обеспечить взаимообогащение, формирование творческого опыта.
Слайд 11На шестом этапе каждый участник должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы,
необходимость получения дополнительной информации, которая поможет лучше вникнуть в суть вопроса.
Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает возникновение у ученика внутреннего противоречия между имеющимися у него и новыми знаниями. Для того чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, другие источники.
Слайд 12 Не стоит забывать, что одна из задач мастерской –
вызвать у ученика чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии.
Мастер создает условия, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него было наиболее важным и значимым.
Слайд 13Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогические мастерские» создают условия для самопроявления и самореализации
ребенка в процессе индивидуальной , парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной, исследовательской и познавательной деятельности.