Слайд 1Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении русскому языку .
Из опыта работы учителя
КГКОУ
«Школа №1»
Тареевой Н.А.
Слайд 2 Организация работы по дифференцированному обучению на уроках русского языка
Дифференцированный подход
к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости.
Слайд 3 Характерные особенности групп и задачи по работе с ними:
1
вариант - школьники с устойчивой успеваемостью ,имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности.
Задача - особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
2вариант - школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту.
Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
Слайд 4Характерные особенности групп и задачи по работе с ними:
3 вариант
- учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.)
Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.
Слайд 5Различные виды дифференцированной помощи на уроках русского языка
• Постоянная работа над
ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
• Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
• Повторение дома материала, необходимого для
изучения новой темы.
• Использование слабыми учащимися при ответе составленным
дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
Слайд 6Различные виды дифференцированной помощи на уроках русского языка
• Координация объема домашних
заданий, доступность
его выполнения в установленное время.
• Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
• Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).
• Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
• Указание правила, на которое опирается задание.
• Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
Слайд 7Различные виды дифференцированной помощи на уроках русского языка
• Указание алгоритма выполнения
задания.
• Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
• Объяснение хода выполнения подобного задания.
• Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
• Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
• Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
Слайд 8Различные виды дифференцированной помощи на уроках русского языка
• Выдача ответа или
результата выполнения задания.
• Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
• Постановка наводящих вопросов.
• Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Слайд 9Особенности работы по вариантам на уроках русского языка
Что нужно учитывать, дифференцируя
работу с учащимися?
• Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
• Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения
• Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
• Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.
• Все варианты выполняют свои задания, но при проверке их – слушать всем друг друга, поставить задачу - подобное задание будет домашним (например, для 2 варианта или всем), перед каждым заданием конкретно ставить задачи и подводить итоги.
Слайд 10Особенности работы по вариантам на уроках русского языка
• При организации работ по
вариантам важно установить доверительные отношения, использование авторитарного стиля вызывает недоверие учеников к учителю, боязнь.
• Развивать устойчивое внимание, так как нужно быстро переключаться от одного вида работ к другому (по вариантам).
• Формировать навыки самостоятельной работы и ответственность за результаты своей работы (выход на результат обязательно), что поможет обрести уверенность в своих силах.
Слайд 11Дифференциация может осуществляться:
• по объему и содержанию работы
• по приемам и степени
самостоятельности
• при закреплении
• при повторении
• при объяснении нового материала (в определенных случаях)
Слайд 12ВЫВОД:
Зная особенности условно-рефлекторной и психической деятельности учеников класса, можно правильно выбирать
темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.
Дифференцированного обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи школьников.
Слайд 13Схема урока
1 Весь класс Совместная постановка цели, задач урока.
2 Весь класс Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы
и т.д.; игры, другая словарная работа).
3 1,2,3 группы Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением).
4 Весь класс Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.
5 Весь класс;1,2,3 группы Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или Дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости).
Слайд 14Схема урока
6 1,2,3 группы Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка
работы каждой группы с участием остальных. 8 мин.
7 Весь класс Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д. 8 мин.
8 Весь класс Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.) 2 мин.
9 1,2,3 группы Дифференцированное домашнее задание. 3 мин.
На всех этапах следует отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог.
Слайд 15Варианты заданий по степени трудности:
Тема: «Обобщение корневых орфограмм»
I вариант
Спиши, исправив
ошибки:
Сонце закотилось. Ночью выпал снек. Занисло нашу дарошку. Ударил марос. Лесница покрылась льдом.
Слайд 16Варианты заданий по степени трудности:
II вариант
Спиши, вставляя пропущенные буквы:
Солнечные дни ре
. ки. Со . нце выгл . нет и уйдет за тучи. Но бывают и ясные д . ньки. Ребята рады. Счас . ливые бегут они на горку. Играют в сне . ки.
Слайд 17Варианты заданий по степени трудности:
III вариант
ласка – пол . скал
спешка –
посп . шил
чистка – выч. стил
снежок – сне . ки
гряды – гря . ка
береза – бере . ка
солнышко – со .це
честь – чес . ный
место – мес . ный
Слайд 18Варианты заданий по степени трудности:
Тема: «Родовые окончания имен прилагательных»
I вариант
Составьте
сочетания существительных с прилагательными. Напишите, вставляя нужные окончания.
Сладк.. (печенье, сон). Горяч.. (солнце, пора). Лёгк.. (портфель, задача). Мелк.. (озеро, ягода).
Слайд 19Варианты заданий по степени трудности:
II вариант
К данным существительным подберите и напишите
однокоренные имена прилагательные женского рода.
Польза – полезная книга. Праздник - … прогулка. Радость - … весть. Зима - … стужа. Счастье - … жизнь. Ночь - … тишина. Тепло - … погода. Вкус - … еда.
Слайд 20Варианты заданий по степени трудности:
III вариант
Имена прилагательные среднего рода отвечают на
вопрос какое? Они имеют окончания -ое, -ее.
Какое?глубокое, синее.
Напишите имена прилагательные с существительными средного рода. Измените окончания прилагательных.
(Какое?)Раннее утро, (жгучий) солнце, (поздний) время,(горячий) молоко,(свежий) мясо, (соседний) поле, (ближний) озеро, (сладкий) варенье, (лёгкий) облако.
Слайд 21ВЫВОДЫ:
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание
должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Таким образом, одним из важнейших условий реализации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся является постоянное изучение их индивидуальных и типических особенностей, познавательных возможностей, влияющих на успешность усвоения учебного материала.
Успешность применения индивидуального подхода к учащимся определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи ребенку в случае возникновения у него затруднений.