Слайд 1: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Слайд 2 Хорошо известно, что язык- это средство общения. Поэтому развитие речи
- одна из важнейших задач начальной школы. Научить ребенка говорить, значит научить его мыслить.
Слайд 3 Как пишет Л.С. Выготский: «Задолго до школы он (ребёнок) практически
владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает что... владеет. Эти операции неосознанны...»
Слайд 4Главное повлиять на отношение школьников к предмету «Русский язык». Вызвать интерес
к урокам русского языка и к нему самому.
Слайд 5 Для развития речи и творческих способностей, я использую: дидактические игры
и игровые приемы,
загадки,
пословицы,
поговорки,
ребусы,
головоломки,
кроссворды,
викторины,
подбор синонимов и антонимов.
Слайд 6Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Игра помогает
формированию фонематического восприятия слова,
обогащает ребенка новыми сведениями,
активирует мыслительную деятельность, внимание, способствуют формированию орфографической зоркости,
стимулирует речь.
В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Слайд 7Я стараюсь систематически накапливать и отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь
внимание каждого ученика.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Слайд 8Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке?
(Око, лес, лесок, сок,
сокол, колесо, село.)
Слайд 9Из букв, написанных на каждой строчке,
составьте слова и напишите их.
о, р,
у, к; а, р, у, к;
д, р, а, г; т, а, л, п, и;
о, н, к, о; к, а, л, о, ж.
Слайд 10Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
-
промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Слайд 11Составить слова из букв:
Соствбннеые меиан (Собственные имена) так может быть зашифрована
тема урока.
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Слайд 12Составить новые слова из большого слова:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз
и два,
А потом собрать их снова.
Выйдут новые слова.
Например, первоклассник – лак, класс, веник, лесник, сон, полка, волк, санки и т.д.
Слайд 13Подобрать антонимы ( слова, противоположные по значению)
Широкий пояс –
узкий
Старый человек – молодой
Старый дом – новый
Скучный рассказ – интересный
Бесполезный подарок – ценный
Неряшливый ученик – аккуратный.
А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикали?
Слайд 14Подобрать синонимы ( слова, близкие по значению)
БОЛЬШОЙ – здоровый, громадный, гигантский,
огромный, значительный, астрономический и т.д.
Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.
Слайд 15Заменить фразеологизм - одним словом.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов,
близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Слайд 16Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь более
образной, эмоциональной и колоритной.
Например:
заморозить червячка – перекусить;
змея подколодная – коварный, опасный человек;
черепашьим шагом – медленно
Слайд 17«Круг»
Подбирая слоги, записанные в круге, составьте слова с сочетаниями чу-,
-щу-.
Ответ: чугун, молчу, чудо, щука, качу, чужой, тащу, кричу, ищу, лечу, пищу, ' чучело, щурить, чудак, чулок, свищу, кручу.
Слайд 18Важная роль занимательных дидактических игр в том, что они способствуют снятию
у детей излишней напряженности и тревожности при письме, в ходе изучения той или иной темы, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Слайд 19Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель,
таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.