Презентация, доклад на тему Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

«Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании,

Слайд 1Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Слайд 2«Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем

развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.

Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

«Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь

Слайд 3Задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме. Существует множество

методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость. Какие же факторы и условия способствуют формированию грамотного письма?

РУКОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ слова, «запоминает» и затем пишет его автоматически.

Задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме. 	Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки,

Слайд 5ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Если ученик один раз

неправильно написал слово, то сработает зрительная память, рука зафиксирует неверный графический образ и это отложится в памяти . Потом надо будет писать это слово сто раз, чтобы ликвидировать ошибку. Для этого можно использовать следующие приемы с привлечением зрительного фактора:
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР   срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. 	Если ученик один раз неправильно написал слово, то

Слайд 61.Письмо с пропусками: - не знаешь точно – не пиши, спроси

у учителя, посмотри в словаре и т.п. Если ребенок не заполнил этот пропуск и сдал тетрадь на проверку, то учитель не должен считать этот пропуск ошибкой.
1.Письмо с пропусками: - не знаешь точно – не пиши, спроси у учителя, посмотри в словаре и

Слайд 72.Прием показа неправильного письма. Например, дается текст, написанный с допущенными ошибками.

Этот вид работы учит видеть чужие ошибки, а это уже проявление орфографической зоркости, которую нам надо формировать.
2.Прием показа неправильного письма. Например, дается текст, написанный с допущенными ошибками. Этот вид работы учит видеть чужие

Слайд 83.Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.

Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов наша цель не карать, а учить, и тут все средства хороши.

4.Прием взаимопроверки детьми выполненной только что работы. Доверив детям роль учителя и контролера, можно многого добиться в обучении орфографической зоркости. Только надо помнить, что детям надо дать возможность обменяться мнениями, вдвоем порассуждать и может быть что-то объяснить друг другу.

3.Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит

Слайд 95.Письмо по памяти. Например, попросить учащихся написать по памяти пять-шесть слов

разделительным мягким знаком и подчеркнуть опасное место. Если ученик пропустит разделительный мягкий знак, то и подчеркивать будет нечего. Значит надо думать прежде, чем писать.
5.Письмо по памяти. Например, попросить учащихся написать по памяти пять-шесть слов разделительным мягким знаком и подчеркнуть опасное

Слайд 10СЛУХОВОЙ ФАКТОР Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Потому,

начиная с 1 кл. необходимо развитие фонематического слуха. С этой целью можно проводить следующие игры:

А) «Найди опасное место».Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при написании нельзя доверять.

 

СЛУХОВОЙ  ФАКТОР 	Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Потому, начиная с 1 кл. необходимо

Слайд 11
Б) Игра «Живые звуки»  

Б) Игра «Живые звуки»   

Слайд 12 РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР (ПРОГОВАРИВАНИЕ) Большую роль играет орфографическое проговаривание, т.е. как надо

писать. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР (ПРОГОВАРИВАНИЕ) Большую роль играет орфографическое проговаривание, т.е. как надо писать. Работа речевого аппарата в

Слайд 13Зрительное, слуховое, рукодвигательное и речедвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу

орфоргафического навыка.Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память. Отсюда можно сделать вывод, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие.
Зрительное, слуховое, рукодвигательное и речедвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфоргафического навыка.Чем больше органов наших чувств

Слайд 14Одним из приемов повышения грамотности считается РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Проверяя тетради,учитель

может использовать различные приемы исправления орфографических ошибок: -исправить неверно записанную букву (у слабых учеников); -зачеркнуть, подчеркивая, но, не исправляя (у более сильных); -подчеркнуть все слово с ошибкой (для сильных); -пометить на полях ту строчку, на которой есть слово с ошибкой. Различные виды исправления используются учителем с целью заставить ученика вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить ее. Работа над ошибками может проводиться на уроке как коллективно, так и индивидуально. Она должна быть продолжена дома. Домашняя работа ученика должна начинаться с работы над ошибками, допущенными во вчерашних заданиях. Учитель следить за обязательным выполнением это работы. Это не новые, не незнакомые для нас методы работы, но систематическая работа по предупреждению ошибок на каждом уроке дает неплохие результаты.
Одним из приемов повышения грамотности считается РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Проверяя тетради,учитель может использовать различные приемы исправления орфографических

Слайд 15СПАСИБО

СПАСИБО

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть