Слайд 1Айдабульская средняя школа
Развитие ключевых компетенций через свой предмет и
внеурочную деятельность.
Подготовила : Чванина Е. А.
Слайд 2 Главной целью образования
является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально- экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Согласно положению «Общеобразовательная школа» должна формировать:
целостную систему универсальных знаний, умений и навыков;
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся т.е. формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Слайд 3Ключевые компетенции - это наиболее общие (универсальные) культурно- выработанные способы действий
(способности и умения), помогающие понимать человеку ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они регулируются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.
Слайд 4 Главная цель
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского
языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
Слайд 5Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:
Слайд 6
1. Диагностические требования:
Чёткое формирование образовательных задач
Определение оптимального содержания урока
Прогнозирование уровня усвоения
учащимися научных знаний
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
Реализация на уроке всех дидактических принципов
Слайд 72. Психологические требования:
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами
развивающего обучения
Особенности самоорганизации учителя
Организация познавательной деятельности
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
Организованность учащихся
Учёт возрастных особенностей.
Слайд 83. Требования к технике проведения урока:
Урок должен быть эмоциональным
Тема и ритм
урока должен быть оптимальным
Полный контакт учителей и учащихся
Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда
Смена видов деятельности
Обеспечение активного учения каждого ученика.
Слайд 9 Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не
соблюдать гигиену школы и класса.
Слайд 104. Требования к гигиене урока:
Температурный режим
Проветривание
Освещение
Предупреждение утомления
Чередование видов деятельности
Физкультминутка
Правильная рабочая поза
учащихся
Соответствие роста школьной мебели.
Слайд 11Формируются компетентности, если:
Слайд 12Обучение носит деятельностный характер.
Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и
ответственности ученика за результаты своей деятельности.(для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
Слайд 13Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность
учителя за результаты своих учеников (проектная методика, рефератный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).
Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.
Слайд 14Какие же ключевые компетенции формируются на уроках русского языка и литературы?
Слайд 15Извлечение основного содержания прочитанного или услышанного.
Точная формулировка мыслей.
Построение оригинальных высказываний по
заданному вопросу или теме.
Сотрудничество с другими (учениками и учителями) при выполнении задания.
Планирование действий и времени.
Оценка результатов своей деятельности.
Слайд 16 Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (русского языка и литературы)
и возможностей учеников, уровня их развития позволяет выделить в качестве ключевых следующие компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную, информационную, личного самосовершенствования.
Слайд 17Что же включают в себя названные компетенции?
Слайд 18Языковая компетенция –
способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры
в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов.
Слайд 19Интегрированное задание
В стихотворениях Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897 гг) «Осень»
(«Кроет уж лист золотой…») и «Пейзаж» найдите такие существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают выразительно описать осень, ее звуки, краски, запахи.
Распределите слова на три группы в зависимости от принадлежности к определенной части речи. Дополните полученные группы другими «осенними словами».
Сочинение-миниатюра.
Используя подготовленные вами материалы, опишите, что вы видите на фотографии. Обратитесь также к словарику эпитетов (статьи осень, небо, лес, река)
Слайд 20Лингвистическая компетенция –
обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления,
памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Слайд 21В слове сокрыта самая великая энергия,
Известная на Земле, - энергия человеческого
духа
Ф.Абрамов
1.Перечислите и охарактеризуйте языковые единицы. Почему их называют «строительным материалом» языка?
Рассмотрите рисунок и постарайтесь сформулировать, в чем состоит его лингвистический смысл. Составьте устное высказывание.
Слайд 22Коммуникативная -
предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений
в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Слайд 23По ответной реплике восстановите предыдущую.
Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали
требованиям русского речевого этикета.
1.-------….
- Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!
2.--------……
-К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает.
3.----------………
- С радостью помогу вам.
4.-------…..
- У меня нет оснований не верить вам.
5.---------………..
-А что же в этом странного?
6.-----------…..
- Мне жаль, но я не знаю.
7.----------…….
- Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.
Придумайте и запишите три мини-диалога.
Слайд 24Информационная -
Использование специальных технических информационных средств: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику,
Интернет. Самостоятельный поиск, анализирование и отбор информации, структурирование, преобразование, сохранение и передача её.
(И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.)
Слайд 25БИТВА
Увертюра к опере Александра Бородина
«Князь Игорь»
Увертюра устанавливает настроение эпического сказа
о стародавних временах.
Строится увертюра на противопоставлении образов русских и половецких. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.
Медь (трубы, тромбоны и др.) – половцы. Темп быстрый. Стенки музыкальных инструментов сделаны из тонкого металла, поэтому корпус вибрирует, делая звук более громким .
Деревянные инструменты (флейта, кларнет, фагот и др.) – русские. Звук мягкий, свистящий.
Слайд 27Урок-слайд в 7 «Б»
по теме
«Буквы О и Е после шипящих
в наречиях»
О
О
Богенбайская основная школа.
Е
О
О
Е
Е
Е
Провела: Чванина Е. А.
Слайд 28Орфографическая работа
Еж…вый, галч…нок, ш…пот, ш…в, щ…ки,вещ…вой, деш…вый, ноч…вка, больш`…го,
жж…т, друж…к, трущ…ба, свеч…й, внуч…нок, серьёзный ож…г, плющ…м, задач…й, ш…фёр, реш…тка, деш…вый, вооруж…нный
Слайд 30Смотреть со злом, сулить несчастье -
Слайд 31Мелодично-протяжно, напоминая пение - …
Слайд 32Проверь себя!
Любяще
Зловеще
Угрожающе
Певуче
Слайд 34Подбери синонимы к наречиям
На улице прохладно.
Он спорит страстно
Он говорит обобщённо.
Она
выглядит неплохо.
Слайд 35Личного самосовершенствования -
анализировать свои достяжения и ошибки, обнаруживать проблемы
и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности.
Слайд 36Это на мой взгляд, позволяет развить следующие навыки и умения:
Пользоваться словарями
различных видов для анализа художественного образа;
Уметь выявлять авторскую позицию и способы её выражения
Уметь анализировать эпизод как составляющее цельного в художественной ткани произведения;
Писать творческие работы, опираясь на имеющийся творческий и читательский опыт.
Слайд 37В качестве промежуточного контроля используем:
работу со словарём
тесты
литературоведческие диктанты.
Слайд 38На итоговых уроках используем следующие виды работ:
самостоятельный анализ художественного текста и
его интерпретацию
написание рецензий, эссе
составление тестов
составление текстов различных стилей и жанров
Слайд 39Успешному выполнению таких итоговых работ помогают разные по форме и содержанию
уроки:
урок – лекция
семинар
аналитическая беседа
урок – дискуссия
практическая работа в группах
урок – исследование
урок – концерт.
Слайд 40При проведении таких уроков использую элементы разных образовательные технологии:
проблемного обучения
личностно –
ориентированного подхода
технология интегрированного обучения (реже)
компетентностного обучения.
Слайд 42Уроки- спектакли – 9 класс
Коллективная
работа
Слайд 44Групповая работа на уроках русского языка и литературы
Слайд 47 Внеклассная работа по предмету.
Уроки « Тесный круг друзей
моих»,
« Дружба в жизни и лирике А. С. Пушкина».
Слайд 48Сравнение результативности традиционных и инновационных технологий уроков (литературы).
Слайд 49Итог.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить
учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике
Слайд 50Спасибо за внимание
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХОВ!