Презентация, доклад на тему Пушкин. Пролог к поэме Руслан и Людмила (У Лукоморья дуб зеленый)

Содержание

ЦЕЛИ: познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина;расширить представление об его сказочных произведениях;показать связь литературы с другими произведениями искусства;познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»;развивать творческое воображение учащихся.

Слайд 1А. С. ПУШКИН. «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ...»

Учитель русского языка и литературы Денисова В.

Н.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

МБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1» Г САРОВ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

А. С. ПУШКИН.  «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ...»  Учитель русского языка и литературы Денисова В. Н.Сказка – ложь,

Слайд 2ЦЕЛИ:

познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина;
расширить представление об его сказочных произведениях;
показать

связь литературы с другими произведениями искусства;
познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»;
развивать творческое воображение учащихся.
ЦЕЛИ: познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина;расширить представление об его сказочных произведениях;показать связь литературы с другими произведениями искусства;познакомить

Слайд 3
Что сказки? – Вымысел один, Скорее детям для острастки. Но малолетний господин В

них видел более, чем сказки.
А зорко око, чуткий слух Не зря даны ему природой – Он понимал: Там русский дух! Там Русью пахнет! И – свободой.
Сама не ведая о том, Она урок ему давала, Простым крестьянским языком Саму Россию диктовала!
Что сказки? –  Вымысел один, Скорее детям для острастки.  Но малолетний господин В них видел

Слайд 4ВИКТОРИНА «УЗНАЙТЕ СКАЗКУ ПО СТРОЧКАМ»
Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого

товару.






(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

ВИКТОРИНА «УЗНАЙТЕ СКАЗКУ ПО СТРОЧКАМ»Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару.(«Сказка о попе

Слайд 5
Пошёл старик к синему морю. (Неспокойно синее море) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла

к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»





(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Пошёл старик к синему морю. (Неспокойно синее море) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка,

Слайд 6
«Я ль скажи мне всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце

в ответ? «Ты прекрасна, спору нет. Но царевна всех милее, всех румяней и белее».




(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
«Я ль скажи мне всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна,

Слайд 7
Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный

сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся.




(«Сказка о золотом петушке»)



Петушок с высокой спицы  Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со

Слайд 8
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.





(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Ветер по морю гуляет  И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах  На раздутых парусах.

Слайд 10 «У лукоморья дуб зеленый...» —

вступление к поэме «Руслан и Людмила» — представляет собой «собирательную» картину сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.
«У лукоморья дуб зеленый...» — вступление к поэме «Руслан и Людмила» —

Слайд 11
Внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? 



-Каким вы себе представляете это сказочное место? Опишите своими словами.

О чём пушкинский пролог? Какова его тема?
О лукоморье и чудесах, происходящих там.
Внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?  -Каким вы себе представляете это сказочное

Слайд 12- Каким же поэт изобразил лукоморье?
Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Какие чудеса и

сказочные герои вас удивили?

Чем? Что особенно понравилось и почему?
Какие вам встретились трудные непонятные слова?
- Каким же поэт изобразил лукоморье? Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

Слайд 13 Это устаревшие слова, в

нашей речи не употребляются.
Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством









Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются.

Слайд 14 А что же оно означает слово «Лукоморье»?
– Излучина морского

берега (от слов «лука» - «изгиб»  и море Лукоморье - морской залив.).
Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.


А что же оно означает слово «Лукоморье»? – Излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб» 

Слайд 15Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие

слова (они называются архаизмами).
Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь…
С какой целью автор употребляет их в прологе?
Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.

Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами).

Слайд 16Сколько частей в этом произведении?
Состоит из двух частей. Первая - состоит

из шести строк.
Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А. С .Пушкин?
Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
Сколько частей в этом произведении? Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.Что изобразил поэт

Слайд 17Что вы можете сказать о второй части?
Более объёмна. Много сказочных персонажей,

героев, с которыми происходят чудеса.
Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя…

Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину
Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.

Что вы можете сказать о второй части? Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.

Слайд 18Прочтите строчку о Кащее.
Какое слово здесь главное, ключевое?
Что оно

означает?
– Медленно увядает, слабеет;
из него постепенно уходит жизнь.
Читателю ясно, что Пушкин
презирает жадного и злого Кащея.
Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? – Медленно увядает, слабеет; из

Слайд 19В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у

Пушкина?
Почему?

– Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с

Слайд 20Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает?

Сказку.      
Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.
Волшебную сказку.
Здесь много сказочных
героев: леший, русалка,
Баба Яга…И кот
волшебный говорящий,
есть страшный колдун…
Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает?       Сказку.       Какую именно:

Слайд 21 Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны,

конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку.
Какие элементы волшебной сказки можно выделить?
1. Присказку, или зачин.
Это рассказ о коте.
2. Рассказ о чудесных героях.
3. Концовку

Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и

Слайд 22Вспомним традиционную сказочную концовку.
И я там был, мёд, пиво
пил, по усам

текло, а в
рот не попало.
Что изменил в ней Пушкин и зачем?
Он опустил отрицательную
часть («по усам текло, а в рот
не попало») и ввёл целый ряд
утверждений: «был», «пил»,
«видел», «сидел», «мне сказку
говорил». Этим поэт подчеркнул,
что в чудесный мир сказок он
вошёл навсегда и расстаться
с ним не желает.
Вспомним традиционную сказочную концовку.И я там был, мёд, пивопил, по усам текло, а в рот не попало.Что

Слайд 23Сделаем ещё один вывод:
Пушкин – мастер композиции: его пролог –

это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…

Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в

Слайд 24Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.
   -В каких строчках

заключена основная мысль пролога?
-Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке?
Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?

Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.   -В каких строчках заключена основная мысль пролога? -Какое традиционное

Слайд 25

И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб

зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил...



И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и

Слайд 26Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир

и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.
                                 Там русский дух
                                 Там Русью пахнет…- 
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому. 
Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых).

Слайд 27Домашнее задание
Выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.
 Нарисовать понравившееся

чудо.
Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.

Домашнее задание Выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно. Нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в

Слайд 28ИТОГ УРОКА.
С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Поэма.
Что

особенно вам понравилось?
Мне хочется, подводя итог нашего урока, сказать о том, что иногда надо посмотреть вокруг. И тогда, может быть, вы сможете увидеть сказку вокруг себя, чудеса и красоту. Постарайтесь включить свое воображение и фантазию, и тогда вам легко будет выполнить домашнее задание.

ИТОГ УРОКА.С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма.Что особенно вам понравилось? Мне хочется, подводя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть