Слайд 1А. С. ПУШКИН.
«У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ...»
Учитель русского языка и литературы Денисова В.
Н.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
МБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1» Г САРОВ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Слайд 2ЦЕЛИ:
познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина;
расширить представление об его сказочных произведениях;
показать
связь литературы с другими произведениями искусства;
познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»;
развивать творческое воображение учащихся.
Слайд 3
Что сказки? –
Вымысел один,
Скорее детям для острастки.
Но малолетний господин
В
них видел более, чем сказки.
А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой –
Он понимал:
Там русский дух!
Там Русью пахнет! И – свободой.
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала,
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Слайд 4ВИКТОРИНА «УЗНАЙТЕ СКАЗКУ ПО СТРОЧКАМ»
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого
товару.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Слайд 5
Пошёл старик к синему морю.
(Неспокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла
к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Слайд 6
«Я ль скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце
в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна всех милее, всех румяней и белее».
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Слайд 7
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный
сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.
(«Сказка о золотом петушке»)
Слайд 8
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Слайд 10 «У лукоморья дуб зеленый...» —
вступление к поэме «Руслан и Людмила» — представляет собой «собирательную» картину сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.
Слайд 11
Внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?
-Каким вы себе представляете это сказочное место? Опишите своими словами.
О чём пушкинский пролог? Какова его тема?
О лукоморье и чудесах, происходящих там.
Слайд 12- Каким же поэт изобразил лукоморье?
Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Какие чудеса и
сказочные герои вас удивили?
Чем? Что особенно понравилось и почему?
Какие вам встретились трудные непонятные слова?
Слайд 13 Это устаревшие слова, в
нашей речи не употребляются.
Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством
Слайд 14 А что же оно означает слово «Лукоморье»?
– Излучина морского
берега (от слов «лука» - «изгиб» и море Лукоморье - морской залив.).
Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.
Слайд 15Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие
слова (они называются архаизмами).
Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь…
С какой целью автор употребляет их в прологе?
Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.
Слайд 16Сколько частей в этом произведении?
Состоит из двух частей. Первая - состоит
из шести строк.
Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А. С .Пушкин?
Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
Слайд 17Что вы можете сказать о второй части?
Более объёмна. Много сказочных персонажей,
героев, с которыми происходят чудеса.
Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину
Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.
Слайд 18Прочтите строчку о Кащее.
Какое слово здесь главное, ключевое?
Что оно
означает?
– Медленно увядает, слабеет;
из него постепенно уходит жизнь.
Читателю ясно, что Пушкин
презирает жадного и злого Кащея.
Слайд 19В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у
Пушкина?
Почему?
– Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
Слайд 20Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает?
Сказку.
Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.
Волшебную сказку.
Здесь много сказочных
героев: леший, русалка,
Баба Яга…И кот
волшебный говорящий,
есть страшный колдун…
Слайд 21 Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны,
конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку.
Какие элементы волшебной сказки можно выделить?
1. Присказку, или зачин.
Это рассказ о коте.
2. Рассказ о чудесных героях.
3. Концовку
Слайд 22Вспомним традиционную сказочную концовку.
И я там был, мёд, пиво
пил, по усам
текло, а в
рот не попало.
Что изменил в ней Пушкин и зачем?
Он опустил отрицательную
часть («по усам текло, а в рот
не попало») и ввёл целый ряд
утверждений: «был», «пил»,
«видел», «сидел», «мне сказку
говорил». Этим поэт подчеркнул,
что в чудесный мир сказок он
вошёл навсегда и расстаться
с ним не желает.
Слайд 23Сделаем ещё один вывод:
Пушкин – мастер композиции: его пролог –
это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…
Слайд 24Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.
-В каких строчках
заключена основная мысль пролога?
-Какое традиционное значение имело словосочетание «русский дух» в народной сказке?
Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?
Слайд 25
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб
зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил...
Слайд 26Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир
и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.
Там русский дух
Там Русью пахнет…-
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.
Слайд 27Домашнее задание
Выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.
Нарисовать понравившееся
чудо.
Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.
Слайд 28ИТОГ УРОКА.
С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Поэма.
Что
особенно вам понравилось?
Мне хочется, подводя итог нашего урока, сказать о том, что иногда надо посмотреть вокруг. И тогда, может быть, вы сможете увидеть сказку вокруг себя, чудеса и красоту. Постарайтесь включить свое воображение и фантазию, и тогда вам легко будет выполнить домашнее задание.