Слайд 1
3 класс
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА
Русского языка и литературного чтения
в VIII-ом классе
национальной школы
Учитель: Белински Наталья
Гимназий с.Кириянка
2015
Слайд 2«Уж небо осенью дышало…»
Синонимы.
Тип урока: урок закрепления
материала
Слайд 3
Субкомпетенции
Ученик способен:
адекватно воспринимать и понимать значение актуальной для
понимания содержания художественного произведения лексики;
активно и заинтересованно участвовать в дискуссиях по заданной теме;
осознанно, эмоционально читать лирические произведения (в том числе и наизусть);
выполнять письменные упражнения с целью практического владения языковым материалом и употребления его в речевой практике при работе над текстом.
Слайд 4Операциональные цели (сформулированные на базе субкомпетенций).
Ученик способен:
-употреблять в потоке
речи изученную лексику по теме ; - выражать согласие/ несогласие, используя формулы русского речевого этикета, аргументировать свои ответы;
- развивать образное мышление, научить видеть и понимать красоту природы;;
- проявлять интерес к чтению стихотворений А.С.Пушкина о природе;
-видеть красоту осени и рассказывать о ней на русском языке .
Ход урока:
На перемене звучит песня
« Осенняя грусть-Autumn sadness..»
Слайд 6Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в
них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
Слайд 7Александр Сергеевич Пушкин
1799 - 1837
Слайд 8 Трудно найти в нашей стране человека, который бы не
знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А. С. Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Сегодня на уроке мы будем изучать отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Слайд 9Историческая справка:
Отрывок «Уж небо осенью дышало…» является частью IV главы романа
А.С.Пушкина «Евгений Онегин», которая писалась с октября 1824 г. по начало января 1826 г. В это время А.С.Пушкин находился в ссылке в Михайловском.
Стихи отражают печальную красоту осенней природы. Это настоящий словесный пейзаж, изображающий осень во всей ее грустной красоте.
Слайд 10
А. С. Пушкин не раз, и в прозе, и в стихах,
повторял, что осень его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень. Она неуловимо меняется. Это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.
Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (чтение учителем).
Слайд 11Вижу, слышу, чувствую, думаю…
??? Какие картины вы «увидели» во время
аудирования стихотворения?
??? Какие звуки вы «услышали» во время аудирования стихотворения?
??? Что вы почувствовали прослушав стихотворение?
??? О чем вы подумали после прочтения стихотворения?
Слайд 12 При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте
объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.
Слайд 13СЛОВАРНАЯ РАБОТА
сень
караван
обнажалась
освобождалась от покровов (листвы)
покров, то, что покрывает,
укрывает кого-нибудь, что-нибудь
группа следующих друг за другом объектов
Слайд 14Работа над художественным словом:
???Как вы понимаете выражение:«Уж небо осенью дышало»? В
каком смысле употреблено оно в тексте ?
??? Как вы понимаете выражение: «Лесов таинственная сень//С печальным шумом обнажалась »? В каком смысле употреблено оно в тексте ?
??? Как вы понимаете выражение:« Гусей крикливых караван//Тянулся к югу »? В каком смысле употреблено оно в тексте ?
??? Как вы понимаете выражение:«Стоял ноябрь уж у двора»? В каком смысле употреблено оно в тексте ?
Слайд 15Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Изменение цвета неба
с приближением осени:
Слайд 16Сокращение светлого времени суток:
Короче становился день,
Слайд 17Осенний листопад :
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Слайд 18Осенние туманы:
Ложился на поля туман,
Слайд 19 Стаи улетающих на юг птиц :
Гусей крикливый караван
Тянулся
к югу:
Слайд 20Человеческое чувство грусти:
приближалась
Довольно скучная пора;
Слайд 21Стоял ноябрь уж у двора.
Близость зимы :
Слайд 22Определение понятия:
Синонимы- слова, которые обозначают одно и то же понятие,
но отличаются оттенками значения.
Синонимы относятся к одной и той же части речи.
Синонимы образуют синонимические ряды.
В предложении они взаимозаменяемы.
Слайд 25Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С
печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
-Замените синонимы в тексте
Слайд 26Уж небо осенью дышало,
Уж меньше солнышко cияло,
Недолгим становился день,
Лесов загадочная сень
С
тоскливым шумом опадала ,
Стелился на поля туман,
Гусей шумливых караван
Тянулся к югу: наступала
Довольно грустная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Слайд 27Выводы:
Синонимы близки по значению, но не всегда взаимозаменяемы.
В художественных текстах
часто встречаются контекстуальные синонимы, которые за пределами данного текста таковыми не являются.
Слайд 30
РЕФЛЕКСИЯ
У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья.
Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек; если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
Слайд 31 Я очень рада, что наш листопад состоит
из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.
И хочется закончить наш урок словами:
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.
Слайд 32
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить
стихотворение наизусть
Слайд 34 Использованная литература:
Волковская М., Горбачёва Н. «Русский язык
и литературное чтение». Учебник для молдавских школ с обучением на румынском языке, IVгод обучения, Prut Internațional, 2013.
Волковская М., Горбачёва Н. «Русский язык и литературное чтение». Ghid pentru profesori, clasa a VIII-a, Prut Internațional, 2013.
Бурачёва Е., Горчак Е., Корсак В., Черней Ю. «Русский язык и литературное чтение». Куррикулум для гимназий с румынским языком обучения, Кишинэу, 2010.
Никитченко А., Бурачёва Е., Горчак Е., Корсак В. «Русский язык и литературное чтение». Методический гид для гимназий с румынским языком обучения, Кишинэу, 2011.
www.pedportal.net