Слайд 1Тема проекта: Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий обучения
Подготовила: Жакупова Г.Г.., учитель русского
языка и литературы
Киевской СШ,
Слайд 2Цель среднего образования - формирование личности, которая будет способна на основе полученных
глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
(Из Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 г.)
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающей среде, самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
(Из Концепции 12-летнего среднего общего образования)
Слайд 3Основные признаки личностно-ориентированного подхода
отказ от авторитарного стиля управления учебным процессом,
признание
ученика активным субъектом учебной деятельности,
диалогичность,
конструирование учебных ситуаций,
организация учебного процесса обучения в условиях, приближающихся к реальному общению.
в условиях реализации этого подхода особую значимость приобретает принцип индивидуализации, учет индивидуальных особенностей школьника, ведь он субъект учебной деятельности.
Слайд 4Проблемы педагогической деятельности
на уроке ученики выполняют задания
в разном темпе;
одинаковые задания для одних учеников бывают лёгкими, а для других трудными;
в одном и том же классе есть ученики, которым нравятся задания повышенной сложности, где надо исследовать языковые явления, есть ученики, которые любят творческие задания. Но следует отметить, что в этом же классе есть ученики, которым исследовать и творить на должном уровне трудно, и у каждого есть свои пробелы в стандартных минимальных знаниях, умениях.
Слайд 5Цель проекта:
На основе эффективности управления и организации учебного процесса использовать
технологии индивидуального обучения в условиях коллективной деятельности класса не только в системе занятий с отстающими учениками, но и в развитии творческих способностей одарённых учеников.
Слайд 6Планирование
Изучение теоретического материала о личностно-ориентированном подходе в системе обучения.
Особенности личностно-ориентированного урока.
Требования к личностно-ориентированному уроку.
Разработка урока русского языка личностно-ориентированной направленности с применением коммуникативных технологий.
Слайд 7Теоретической основой личностно-ориентированного подхода к образованию являются ведущие идеи гуманистической психологии,
теории самоактуализации личности А.Маслоу. Жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления – профессионально-личностный рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиск идентичности и автономности.
По мнению И.С.Якиманской, одним из ведущих принципов личностно-ориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала.
Слайд 8
Признание ученика главной действующей фигурой
всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская считает необходимым различать следующие понятия.
Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.
Субъективно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Слайд 9Учитель - ученик
Учитель - командного стиля переходит к сотрудничеству, ориентируясь на
анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Ученик - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.
Слайд 10Основные особенности личностно-ориентированного урока
Целеполагание. Цель - развитие учащегося, создание таких условий,
чтобы на каждом уроке ученик был заинтересован в саморазвитии.
Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск.
Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка.
Отношения «учитель-ученик». Работая с одной группой, учитель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося.
Слайд 11Требования к уроку личностно-ориентированной направленности
- диалогичность;
- творческий характер;
-
индивидуальность ребёнка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства и свободы для принятия самостоятельных решений.
Слайд 12
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
А)
Педагогика сотрудничества;
Б) Технология саморазвивающего обучения
(Селевко Г.К.);
В) Гуманно-личностная технология Амонишвили Ш.А.;
Г) Игровые технологии;
Д) Проблемное обучение;
Е) Технологии развивающего обучения;
Ё) Технологии уровневой дифференциации;
Ж) Технология индивидуального обучения.
Слайд 13Предполагается, что ученик в конце урока, построенного на основе личностно-ориентированного подхода,
будет в состоянии ответить на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог ещё сделать вчера.
Большая ценность личностно-ориентированного подхода к обучению заключается в том, что коммуникативно-познавательная потребность ученика становится внутренним мотивом его речевой деятельности на уроке.
Слайд 14
Разработка урока в 7 классе по теме «Спряжение глаголов»
Тема: Спряжение глаголов.
Цель:
развитие учащимися умения распознавать глаголы; определять спряжение глаголов.
Задачи:
Образовательная: научить учащихся правильно определять спряжение глагола.
Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение работать в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: карточки с заданиями по теме, плакаты, фломастеры, дерево знаний, стикеры (для рефлексии).
Слайд 15І. Организационная часть.
- Ребята, я очень рада видеть вас, и
думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!
Слайд 16ІІ. Актуализация знаний.
Урок я хочу начать со стихотворения.
Что без меня предметы?
Лишь
названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
О какой части речи пойдет разговор на уроке?
- Сегодня научимся спрягать глаголы.
Но для этого нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о глаголе.
Слайд 17
Что же может рассказать о себе глагол? (Составляем кластер)
Слайд 18ІІІ. Знакомство с новой темой.
1) Подведение к новой теме.
- Глагол
в русском языке дружит с местоимением.
— Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами.
Игра «Словесный волейбол». Условия игры: кидая мяч ученику, называю глагол в настоящем или будущем времени (например «бежит»). Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящее по смыслу местоимение, например «он». Учащийся, неверно ответивший, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные.
Слайд 192) Целеполагание.
- Сегодня мы узнаем, что такое спряжение глаголов и научимся
спрягать глаголы. А для этого нужно будет выполнить задания в группах.
Слайд 21
1-группа: Общее задание: составить тест по теме «Спряжение глаголов» (5-вопросов).
Задание №1.
Прочитайте в учебнике определение спряжения и напишите недостающие слова. Спряжением называется _________________ глаголов по ___________ и ____________. Глаголы бывают ____________ и ______________ спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с _______________ окончаниями ____________________ __________________ . Ко второму спряжению относятся глаголы с ______________ окончаниями _______________ _________________________.
Слайд 22
Задание №2. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Измените глаголы нести,
говорить по лицам и числам. Запишите в тетради. Выделите личные окончания глаголов и определите, к какому спряжению относятся данные глаголы.
Слайд 23Задание №3. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Определите спряжение данных глаголов:
рисовать, написать, бегать, дать, учить, поговорить, петь, лепить, перепрыгнуть.
Ответьте, как вы определили глаголы 1-го и 2-го спряжения?
Слайд 242-группа. Общее задание: Составить алгоритм определения спряжения глаголов.
Задание №1. Прочитайте в
учебнике определение спряжения и напишите недостающие слова. Спряжением называется _________________ глаголов по ___________ и ____________. Глаголы бывают ____________ и ______________ спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с _______________ окончаниями ____________________ __________________ . Ко второму спряжению относятся глаголы с ______________ окончаниями _______________ _________________________.
Слайд 25Задание №2. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Измените глаголы плести, кричать
по лицам и числам. Запишите в тетради. Выделите личные окончания глаголов и определите, к какому спряжению относятся данные глаголы.
Слайд 26Задание №3. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Определите спряжение данных глаголов:
гулять, нарисовать, водить, пилить, читать, говорить, ходить, водить , прыгнуть.
Ответьте, как определить глаголы 1-го и 2-го спряжения?
Слайд 27Рефлексия
Что нового мы сегодня узнали о глаголах?
На маленьких листочках каждый из
вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит на наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения - И. На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.
Слайд 28Домашнее задание
Прочитать параграф, выучить определение спряжения.
Разноуровневые задания (по желанию): из
упражнения.
1) Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям,
2) Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.
3) Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения. Морфологический разбор глагола из предложения.