Слайд 1Тема: Какая морфема главная?
Выполнил: ученик 5 класса А
Кротов Андрей
Слайд 2Проблема: Как выделить главную морфему слова?
Тема: Какая морфема языка главная?
Цель: Узнать,
есть ли в нашем языке морфема, которая важнее других.
Слайд 3Актуальность проекта заключается в том, что учащиеся испытывают затруднения в выделении
морфем, а благодаря данной работе они смогут ответить на многие интересующие их вопросы и закрепить знания по данному разделу. При помощи данного проекта хотелось бы попытаться воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.
Слайд 4Задачи
1. Показать роль корня в образовании и этимологии родственных слов.
2.Рассказать
о приставках и суффиксах в русском языке и об их значении.
3. Определить значение окончания как значимой морфемы.
Слайд 5
Гипотеза: Предположим, что корень - главная часть слова.
Этапы:
1) Поиск информации.
2) Изучение морфемных и словообразовательных словарей.
3) Проведение социального опроса.
4) Анализ и обобщение данных исследования.
5) Изготовление продукта исследования.
6) Представление результатов работы.
Слайд 6Объект исследования:
Методы:
Наблюдения
Анализ
Обобщение
Слайд 7Корень
Корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет.
Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Слайд 8Корень – это …
1. подземная часть растения, служащая для укрепления
его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ.
2. внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.
3. перен. Начало, источник, истоки чего-н.
4. в языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.
Слайд 9Секреты корня
1 секрет: Корень – главная значимая часть слова.
2 секрет: В корне заключено
общее лексическое значение однокоренных слов.
З секрет: Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
4 секрет – Чтобы правильно выделить корень, нужно не изменить слово, а подобрать к нему, как можно больше однокоренных слов.
Слайд 10Словообразующие морфемы: приставки и суффиксы
Лес – лесок. Рука – ручка.
Шел – зашел, вышел, пришел.
Слайд 11Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит
для образования новых слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
Слайд 12Что такое суффикс?
Какое место он занимает в слове?
Как обозначается суффикс?
Какое значение
имеет суффикс?
Для чего служит суффикс?
Употребляется ли суффикс для образования разных по значению слов?
Слайд 13Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и
служит для связи слов в словосочетании и предложении.
луг() – луг(а), трав(а) – трав(ы),
Слайд 14И.п. Что? Лес
Р.п. Чего? Леса
Д.п. Чему? Лесу
В.п. Что? Лес
Т.п. Чем?
Лесом
П.п. О чем? О лесе
Слайд 15Социальный опрос
1). Какие морфемы вы знаете? Можете изобразить их графически.
2). Что
такое корень?
3). Зачем в слове окончание?
4). Какие морфемы входят в основу слова?
5).У каких частей речи нет окончания?
6).Как называется морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов? А перед корнем?
7). Какая морфема участвует в образовании формы слова?
8). Какие морфемы служат для образования новых слов?
9). Как называются слова, имеющие одинаковый корень?
10). Какая из морфем, по вашему мнению, самая главная?