Презентация, доклад на тему Вводный урок литературы по творчеству Л.Н.Толстого

Тайна в том, что я всякую минуту другой и все тот же. Л.Н.Толстой«Мне не было внушено никаких нравственных начал – никаких; а кругом меня большие с уверенностью курили, пили, распутничали (в особенности распутничали), били людей и

Слайд 1Лев Толстой. Штрихи к портрету.
МКОУ «СОШ №2 а.Псыж им. С.Х.Гонова»,
Учитель русского языка

и литературы,
Заслуженный учитель КЧР
Шхагошева Юлия Урусбиевна

Лев Толстой. Штрихи к портрету. МКОУ «СОШ №2 а.Псыж им. С.Х.Гонова»,Учитель русского языка и литературы,Заслуженный учитель КЧРШхагошева

Слайд 3Тайна в том, что я всякую минуту другой и все тот же. Л.Н.Толстой
«Мне

не было внушено никаких нравственных начал – никаких; а кругом меня большие с уверенностью курили, пили, распутничали (в особенности распутничали), били людей и требовали от них труда. И многое дурное я делал, не желая делать,- только из подражания большим», - вспоминал в старости Толстой.

Тайна в том, что я всякую минуту другой и все тот же. Л.Н.Толстой«Мне не было внушено никаких

Слайд 4Поздний Толстой был строг к себе. В молодые годы он много

размышлял о судьбах человечества, о роли наук. Его кажущаяся леность, нелюбовь к истории происходили не от ограниченности. Как-то Толстой-студент заметил: «История…- это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен». В науках Толстой искал в то время прежде всего практический смысл. Его не интересовали знания, которые не могли быть применены в повседневной жизни. А именно такой, «бесполезной», представлялась Толстому история.

Поздний Толстой был строг к себе. В молодые годы он много размышлял о судьбах человечества, о роли

Слайд 5Эпизод 1 – «История как искусство».
В 1871 году Толстой напишет: «История

– искусство, и предмет ее может быть описание жизни всей Европы и описание месяца жизни одного мужика в 16 веке». В «Войне и мире» Толстой постигает прошлое именно с помощью истории искусства.
В историко-философских главах писатель раскрывает свое понимание смысла и законов истории. По его мнению, каждое историческое событие определяется не сознательной волей людей, а совпадением бесконечного множества причин, которые невозможно учесть. Толстой допускал, что история творится провидением, судьбой, и потому люди не могут понять исторических закономерностей. Историческую науку он отвергал, считая ее шарлатанством. Толстой был убежден, что в истории властвует не свободная воля людей, а строгие правила, напоминающие законы естественных наук. Истинный историк должен не объяснять отдельные события, а постигать законы истории.

Эпизод 1 – «История как искусство». В 1871 году Толстой напишет: «История – искусство, и предмет ее

Слайд 6Толстой ожесточенно и язвительно полемизирует с мнением о решающей роли великих

людей – царей, полководцев, дипломатов. Чем выше место человека в обществе и в государстве, утверждает автор «Войны и мира», тем с большим числом обстоятельств он вынужден считаться. Подлинно великий человек не вмешивается в таинственный, непостижимый умом ход истории. Он только ощущает сердцем ее законы и стремится не мешать естественному течению событий. Именно таков в изображении Толстого Кутузов, не столько заботящийся о военных планах, сколько всеми силами поддерживающий дух армии. И именно поэтому победитель – фельдмаршал Кутузов, а не император Наполеон, тщательно разрабатывающий планы сражений, но не чувствующий скрытого хода событий, не понимающий, что нравственная правота в войне 1812 года – на стороне русских.

Толстой ожесточенно и язвительно полемизирует с мнением о решающей роли великих людей – царей, полководцев, дипломатов. Чем

Слайд 7Одни герои Толстого, воплощают «естественность», жизненную правду, не испытывают сомнений. Они

от природы наделены интуитивным знанием истины. Другие персонажи проходят сложный духовный путь, мучительно ищут истину. Увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

Одни герои Толстого, воплощают «естественность», жизненную правду, не испытывают сомнений. Они от природы наделены интуитивным знанием истины.

Слайд 8 Эпизод 2 –«Современники о «Войне и мире».
Авторы статей и книг о

«Войне и мире» отмечали масштабность изображения, продуманность композиции, изумительное мастерство в изображении переживаний героев. В то же время многие участники Отечественной войны 1812 года, и в частности поэт П.А.Вяземский, корили Толстого за отступления от исторической истины, обвиняли в искажении реальных исторических фигур. Восхищавшийся толстовскими описаниями, Тургенев считал, что герои «Войны и мира» выглядят современниками Толстого. Взгляд писателя на историю показался большинству рецензентов более чем странным и даже абсурдным.

Эпизод 2 –«Современники о «Войне и мире». Авторы статей и книг о «Войне и мире» отмечали

Слайд 9Из всех современных Толстому критиков наиболее высоко
оценил его эпопею Н.Н.Страхов.

Он писал: «Полная картина человеческой жизни. Полная картина тогдашней России. Полная картина того, в чем люди полагают свое счастье и величие, свое горе и унижение. Вот что такое «Война и мир»».

Из всех современных Толстому критиков наиболее высоко оценил его эпопею Н.Н.Страхов. Он писал: «Полная картина человеческой жизни.

Слайд 10Эпизод 3 – «Диалектика души».
Н.Г.Чернышевский в статье «Детство и отрочество. Военные

рассказы графа Толстого» (1856) очень емко и точно охарактеризовал принципы изображения писателем внутреннего мира человека: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний… Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином».

Эпизод 3 – «Диалектика души». Н.Г.Чернышевский в статье «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Толстого» (1856) очень

Слайд 11Слова Чернышевского «диалектика души» действительно стали крылатым выражением, которое неизменно используют

исследователи творчества Толстого.

Становление Толстого как человека, как личности происходило через подражание «большим», через учебу, через ряд детских игр. Вот одна из них.

Слова Чернышевского «диалектика души» действительно стали крылатым выражением, которое неизменно используют исследователи творчества Толстого.Становление Толстого как человека,

Слайд 12Эпизод 4 - «Муравейное братство».
Брат Толстого, Николай, придумал детскую игру в

«муравейных братьев» и историю о чудесной зеленой палочке. Лев Толстой рассказал об этом в своих «Воспоминаниях», написанных в 1903-1906 годах.
Николай, «когда нам с братьями было,- мне 5, Митеньке 6, Сережке 7 лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями… И я помню, что слово «муравейные» - особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру.
Эпизод 4 - «Муравейное братство».Брат Толстого, Николай, придумал детскую игру в «муравейных братьев» и историю о чудесной

Слайд 13Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как

сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа, в том месте, в котором я… просил, в память Николеньки, закопать меня…
Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».

Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали

Слайд 14Как и завещал Лев Николаевич, его похоронили на краю яснополянского оврага

Старый Заказ, в том самом месте, где будто бы семьдесят с лишним лет назад брат писателя Николенька зарыл зеленую палочку с тайной человеческого счастья. Думаю, Толстой раскрыл эту тайну. Вот и всем бы нам!

Как и завещал Лев Николаевич, его похоронили на краю яснополянского оврага Старый Заказ, в том самом месте,

Слайд 15Замечательный русский писатель Владимир Набоков, тонкий ценитель толстовского творчества, однажды на

лекции для американских студентов своеобразно проиллюстрировал значение Толстого в русской и мировой литературе. Набоков погасил все лампы в зале и опустил шторы. «Зал погрузился в темноту… Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. «На небосводе русской литературы, - объявил он, - это Пушкин!» Вспыхнула лампа в дальнем левом углу… «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посередине зала. «Это Чехов!» Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх... Как по волшебству в аудитории. Ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. «А это Толстой!» - прогремел Набоков».

Замечательный русский писатель Владимир Набоков, тонкий ценитель толстовского творчества, однажды на лекции для американских студентов своеобразно проиллюстрировал

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть