Презентация, доклад на тему Проект по русскому языку Части речи.- Не так уж скучно

Содержание

Введение Мы живём в мире медиа- расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва». Соответственно, цель образования- формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа. В процессе данного вида деятельности у учащихся

Слайд 1Части речи? - Не так уж скучно!
АВТОРЫ:
Попов Артем, Транденок Анастасия учащиеся

5 «б» класса МБОУ «СОШ с.Святославка»
Руководитель проекта: Гусева Светлана Петровна
Части речи? - Не так уж скучно!АВТОРЫ:Попов Артем, Транденок Анастасия учащиеся 5 «б» класса МБОУ «СОШ с.Святославка»Руководитель

Слайд 2Введение
Мы живём в мире медиа- расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного

взрыва». Соответственно, цель образования- формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа.
В процессе данного вида деятельности у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
умение работать в группе;
умение находить информацию в различных источниках;
коммуникативная компетентность;
осознание полезности получаемых знаний и умений.
В процессе работы с различными компьютерными программами осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается научно-естественное мышление.
Введение Мы живём в мире медиа- расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва». Соответственно, цель образования- формирование личности,

Слайд 3Цели проекта: систематизировать и углубить знания учащихся о самостоятельных частях речи, воспитать

уважение к разным частям речи.
Задачи проекта: повысить интерес учащихся к изучению русского языка;
использовать компьютерные творческие заданиях (от сказочного путешествия в страну Морфологию, дидактические игры, до практических заданий - написание мини-сочинений).

Цели проекта: систематизировать и углубить знания учащихся о самостоятельных частях речи, воспитать уважение к разным частям речи.Задачи проекта:

Слайд 4Морфология – ( греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово)

– раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Волшебные краски русской
природы, описание богатой духовной
жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств – все воссоздается с помощью слов. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.
- Сегодня мы отправляемся с вами в страну Морфологию.

Морфология – ( греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются

Слайд 5Область «Существительное».
«Давно живу я в этом мире.
Даю названья всем

предметам.
Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть»
Область   «Существительное».«Давно живу я в этом мире.Даю названья всем предметам.Всё что существует, оно обозначает, На

Слайд 6













Имя существительное –


древнейшая часть речи.

Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.
- Какие же названия предметам даёт существительное
живые существа: мальчик,…
явления природы: молния,….
явления общественной жизни: митинг,…
признак как предмет – беготня,…
Имя существительное –

Слайд 7














Послушайте одно стихотворение
А. Фета. В нём из 22

слов – 14 существительных, каждое из которых – картина, нет ни одного глагола.

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье,
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные трели.
Тени без концов.
Ряд волшебных изменений,
Милого лица.

Послушайте одно стихотворение А. Фета. В нём из 22 слов – 14 существительных, каждое из которых

Слайд 8













Весна. (сочинение без существительных)
Теплая и долгожданная. Приходит, оживляет, одушевляет.

Всё просыпается . Возвращаются перелётные. Греет сильно.
Бежит, журчит, звенит голубой. Тепло и сыро вокруг.
Весна. (сочинение без существительных)Теплая и долгожданная. Приходит, оживляет, одушевляет. Всё просыпается . Возвращаются перелётные. Греет сильно.

Слайд 9












Если слово склонять в единственном и во множественном числе, то

получится 12 форм. Но не все слова имеют 12 форм, так как есть существительные, которые склоняются только в единственном числе: молоко, тесто, терпение, мир, труд и др.
А есть существительные, у которых нет единственного числа: счеты, перила, чернила.
А знаете ли вы слова, у которых нет одного какого-то падежа? Просклоняйте слово
« мечта» и вы увидите, что оно не имеет родительного падежа во множественном числе, что «мечт» не говорят. А.С.Пушкин в своих произведениях употребил слово мечта около 200 раз, и есть примеры во всех падежах, кроме родительного падежа множественного числа. Таких слов не так много, но они есть. Это слова юла, егоза, кума, тамада.
Если слово склонять в единственном и во множественном числе, то получится 12 форм. Но не все

Слайд 10:
Область «Прилагательное».
«Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит

всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? С папой Существительным Живёт на редкость дружно: Изменит окончание, Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется Никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже.»
:Область   «Прилагательное».«Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие:

Слайд 11












Велика роль прилагательных в художественной литературе. Вот, например, портрет Феди

из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»:
«Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой улыбкой».
22 слова в этом отрывке, включая союзы и предлоги, и среди них 10, т. е. почти половина, прилагательных.
Велика роль прилагательных в художественной литературе. Вот, например, портрет Феди из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»: «Это

Слайд 12












Весна. (сочинение без прилагательных)
Наступила весна. Светит ярко солнце, зеленеет травка.

С юга прилетели птицы, а вчера мы видели бабочку.
Набухли почки на деревьях, зацвели подснежники. Звонко журчат ручейки, но кое-где еще лежит снег.
Весна. (сочинение без прилагательных)Наступила весна. Светит ярко солнце, зеленеет травка. С юга прилетели птицы, а вчера

Слайд 13












В «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло отражены

эпитеты 600 писателей и поэтов.Так, например, к слову море дано 138 эпитетов. Оно безбрежное, бескрайнее, глубокое, широкое, жемчужное, бирюзовое, лиловое, молочное, грозное, туманное, разъяренное, пасмурное, чарующее и др.
Еще больше эпитетов имеет слово музыка – 280. Она бывает беззаботной, возвышенной, гармоничной, задорной, зажигательной, ликующей, минорной, легкой и т.д.
Но чемпионами по количеству эпитетов , видимо, являются слова лицо – 591 эпитет и глаза – 480.
В «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло отражены эпитеты 600 писателей и поэтов.Так, например,

Слайд 14












Наше сегодняшнее путешествие по стране Морфология мы закончим в области

«Глагол».

«Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знал про … глагол»

Наше сегодняшнее путешествие по стране Морфология мы закончим в области «Глагол».«Он предметы оживляет, Всех их в

Слайд 15


По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных).
В общий

частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500.
Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, взять, дать, есть, стоять, сделать, значить, иметь, жить.

Писатель Югов А.К. писал: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струиться самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов

Слайд 16
А.С.Пушкин описывает вьюгу с помощью глаголов.
Образ вьюги сначала дается через


зрительные впечатления:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
Затем автор переходит к
звуковым образам:
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
А.С.Пушкин описывает вьюгу с помощью глаголов. Образ вьюги сначала дается через зрительные впечатления:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные

Слайд 17Весна. (сочинение без глаголов)
Долгожданная весна. На улице тепло. В синем небе

яркое солнце. Всё красиво: и сад, и лес, и луг.
На деревьях молодые зеленые листочки. Повсюду яркие весенние цветы. В парке много перелетных птиц.
Весна. (сочинение без глаголов)Долгожданная весна. На улице тепло. В синем небе яркое солнце. Всё красиво: и сад,

Слайд 18I
Итоговое сочинение.
Пришла долгожданная весна, много радости с собой принесла. Весело щебечут

птицы, которые вернулись из теплых краев на родину. Звонко журчат быстрые весенние ручейки. На деревьях набухли пушистые почки, пробивается изумрудная зелень. Зацвели первоцветы, полянки покрылись молоденькой травкой.
Все ребята нашего класса с удовольствием играют на улице в разные подвижные игры: футбол, салки, выбивалы и др.
IИтоговое сочинение.Пришла долгожданная весна, много радости с собой принесла. Весело щебечут птицы, которые вернулись из теплых краев

Слайд 19



Вывод. Работая над проектом, мы
поняли, что русский язык совсем не так прост. Его изучай да изучай. Недаром же говорят, что русский язык как море – безбрежный и глубокий. Язык становится могучим и гибким орудием, если им пользоваться умело, если знать его
секреты. А нам еще придется
сначала пробираться через
лабиринты Частей Речи, где нас
ждет еще много коварных
опасностей, но и много
нового и интересного.

Слайд 20Используемые источники:
Д.Розенталь, И.Голуб, Н.Кохтев. Русский язык для школьников пятых - девятых

классов. Путешествие в страну слов. М., «Дрофа», 1995.
В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград, «Просвещение», 1990.
Школьная риторика под редакцией Т.А.Ладыженской. М.,2011.
http://valentina-panina.ru/text/212
http://images.yandex.ru/?lr=213&source=wiz
http://www.detskiy-sait.ru/chasti-rechi-v-stixax/

Используемые источники:Д.Розенталь, И.Голуб, Н.Кохтев. Русский язык для школьников пятых - девятых классов. Путешествие в страну слов. М.,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть